Оглавление:
Введение 3 1. Современное состояние экономики природно- сырьевых ресурсов России 4 1.1. Развитие и особенности функционирования комплекса в период становления РФ 4 1.2. Современно положение в области добычи и исследования месторождений в природно – сырьевых ресурсов России 7 2. Экономическая политика РФ в области использования природно-сырьевых ресурсов 11 2.1.Место минерально-сырьевого комплекса в развитии экономики страны 11 2.2. Мероприятия направленные на совершенствование природно- сырьевого комплекса страны 12 Заключение 19 Список литературы 22 Введение
Россия располагает значительными запасами практически всех энергетических ресурсов, что обуславливает развитие в стране мощного природно- сырьевого комплекса не только как материальной базы для поступательного развития экономики, но и как эффективного инструмента проведения внешней политики. Для того чтобы в полной мере использовать это уникальное национальное достояние и заложить основы стабильного обеспечения российской экономики и населения всеми видами энергии в условиях рынка, необходима научно обоснованная и воспринятая обществом и институтами государственной власти долгосрочная энергетическая политика. Перспектива развития природно- сырьевого комплекса России во многом определяется ее размерами и географическим положением. Россия географически связана со всеми тремя главными рынками сбыта нефти: Европой, США и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Нефтяные компании России реализуют собственные проекты увеличения экспорта нефти из России. Например, ЛУКОЙЛ через терминал в Астрахани по Каспийскому морю поставляет нефть в Иран. Роснефть организует поставки нефти в Мурманск танкерами по Северному морскому пути, растет экспорт нефти с острова Сахалин. Актуальность данной темы работы в том, что природно- сырьевой комплекс на сегодняшний день является ведущей сферой экономики России, обеспечивающей более четверти промышленной продукции, формирующей до 40% доходной части бюджета и дающей почти половину валютных поступлений в страну и эффективное его регулирование очень важно. Цель работы – рассмотреть особенности экономической политики РФ в области использования природно-сырьевых ресурсов. При выполнении работы использовалась учебная и научная литература, статьи из периодических изданий. 1. Современное состояние экономики природно- сырьевых ресурсов России
1.1. Развитие и особенности функционирования комплекса в период становления РФ
Промышленность России начинает свою историю с кон. 17 в., когда в стране возникли первые крепостные мануфактуры (очаги зарождения – Москва, Урал). Бурное развитие мануфактурного производства пришлось на 18 – нач. 19 в., когда сложилось и территориальное разделение труда (Центральный, Уральский, Северо-Западный промышленные районы). Строительство железных дорог в 19 в. дало мощный толчок развитию промышленности, она вышла на мировой рынок. После 1917 промышленное производство России развивалось в русле плановой экономики. Большое значение обрел план ГОЭЛРО (1920), нацеленный на электрификацию страны с целью ускорения развития ее машиностроения, металлургии, химической и других отраслей. Он же заложил основы промышленного районирования советской эпохи.[10] Успехами развития промышленности была подготовлена победа в войне 1941–1945, восстановление хозяйства после которой подразумевало прежде всего восстановление тяжелой промышленности и воссоздание топливно-энергетического комплекса. Многоотраслевое промышленное хозяйство России и СССР складывалось в послевоенное время как часть народно-хозяйственного комплекса, о котором постоянно говорилось на заседаниях созданного в 1949 Совета экономической взаимопомощи. Эта ориентация на комплексность вела к структурным искажениям: высокотехническое оборудование было сосредоточено в оборонно-промышленной сфере (атомная и космическая отрасли) и в меньшей степени готовилось для внутреннего потребления, где нарастало технологическое отставание. Закрытая плановая экономика усложняла структуру производства, негативно влияла на его эффективность, низкое качество продукции не выдерживало конкуренции на мировом рынке. Росла зависимость России от стран Запада в прогрессивных видах техники и технологиях. С 1990 начался спад промышленного производства, стремительно нараставший во время рыночной реформы и либерализации цен. Сократился внутренний спрос. Проведение ваучерной приватизации ослабило контроль со стороны государства за предприятиями государственной собственности и усилило частный сектор в промышленности. В промышленной структуре производство высокотехнологической продукции стало занимать ничтожно малое место. Потребовалось перевести приватизацию на конкурсную основу и строже соблюдать требования законодательства. В результате принятых мер в настоящее время доля государственной собственности в промышленности составляет около 21%. Основные объемы производств обеспечиваются частными предприятиями смешанной формы и собственности. Заметную роль играют предприятия, находящиеся в совместном владении с иностранными предпринимателями. В настоящее время промышленность РФ включает: [10] • конкурентоспособные отрасли, развивающиеся на собственной финансовой базе (нефтяная, газовая, добыча и переработка драгоценных камней и металлов), • отрасли с высоким научным потенциалом (самолетостроение, ракетно-космическое производство, атомная промышленность, производство вооружения и военной техники, электротехника, целлюлозно-бумажная промышленность и др.) • отрасли со значительным техническим отставанием (автомобильная промышленность, транспортное, дорожное и с.-х. машиностроение, легкая и пищевая промышленность). Каждая из этих групп нуждается в особой промышленной политике. Рост экспортных поставок, курс на повышение производительности труда и эффективное использование капитала, сырья и энергоносителей сглаживают негативные последствия развития прошлых лет. К 2001 промышленное производство возросло на треть, а продукция машиностроения – в 1,5 раза. Идет модернизация основных средств производства, повышается квалификация персонала, снижается энергоемкость предприятий, в промышленность внедряются новейшие научные достижения. Особое внимание уделяется стратегическим отраслям производства: металлургии (включает 3,4 тыс. предприятий с более чем 1,4 млн. человек – почти 9% от всех занятых в промышленности) и машиностроению. Последнее работает на устаревшем оборудовании и использует труд в 5–10 раз большего числа рабочих, чем на аналогичных предприятиях за рубежом. Оборонно-промышленный комплекс РФ располагает более чем 1700 предприятий, в которых занято 1,5 млн. человек в промышленности и 0,5 млн. – в науке; на его долю приходится 35% экспорта машин и военного оборудования. Наконец, авиационно-технический комплекс РФ объединяет около 370 предприятий (более 150 заводов и 200 научно-исследовательских институтов), где трудятся около 900 тыс. человек. Деятельность промышленных отраслей регулируется программами РФ.[3,с.90] Энергетика РФ делится на тепло/гидроэнергетику и атомную энергетику. На производство тепла в стране расходуется 2/3 первичных энергоресурсов, идущих на внутренние нужды. Главные источники теплоснабжения – котельные и теплостанции (ТЭС) – их 69% от общего числа, а это – 260 тыс. км. теплосетей, хотя они технически несовершенны, высокоаварийны и теплорасточительны. В лучших условиях находится гидроэнергетика: в РФ сосредоточено около 9% мировых запасов водной энергии (больше только у Китая), однако распределение технического потенциала рек по территории страны неравномерно: большая часть полноводных рек протекает в Сибири (Ангара, Витим, Енисей, Иртыш, Лена, Обь), где спрос на электроэнергию невелик. В Сибири освоено лишь 1,1% гидротехнического потенциала региона, на Дальнем Востоке – 1,4%, а в Европейской России – 26,6%. Крупнейшими в стране водохранилищами гидроэлектростанций являются Волгоградское, Вятское и Зейское. [3, с.102] Со строительством первой АЭС в Обнинске (Калужская область) в 1954 атомные электростанции с тепловыми реакторами на уране 235 получили быстрое распространение. За полвека сложилась мощная отрасль энергетики – атомная. Ныне АЭС вырабатывают 15% от общего объема электроэнергии в стране. Эксплуатируется 30 энергоблоков, заканчивается сооружение Балаковской, Калининской, Курской и Ростовской АЭС. Тепловые атомные реакторы установлены на 300 подводных лодках и 8-ми ледоколах. Однако после аварии в 1986 на Чернобыльской АЭС это направление энергетики обращает на себя внимание со стороны общественности и экологов, встревоженных накоплением опасных для здоровья отходов этой отрасли.
1.2. Современно положение в области добычи и исследования месторождений в природно – сырьевых ресурсов России
На территории России открыто и разведано около 20 тысяч месторождений полезных ископаемых, из которых более трети введены в промышленное освоение. Российские месторождения содержат более 10 % мировых разведанных запасов нефти, 33% газа, 11% угля, 26% железных руд, значительную часть разведанных запасов цветных и редких металлов. По объему разведанных запасов никеля, платины, алмазов, ряда других полезных ископаемых Россия занимает одно из первых мест в мире. Имеются крупные запасы апатитов, калийных солей, плавикового шпата и других минеральных ресурсов. Стоимость разведанных запасов полезных ископаемых по ценам мирового рынка составляет около 30 трлн. долларов США, в том числе стоимость извлекаемых запасов основных групп полезных ископаемых - более 19 трлн. долларов США. Сырьевую базу нефтегазового комплекса России на современном этапе ее геологического изучения и промышленного освоения составляют 2734 нефтяных, нефтегазовых, газовых и газоконденсатных месторождений, которые открыты в недрах, а также на континентальном шельфе Российской Федерации. Разведанные извлекаемые запасы нефти в Российской Федерации оцениваются в 25,2 млрд. тонн. По разведанным запасам и добыче нефти Россия занимает второе место в мире. Месторождения нефти расположены в 40 субъектах Российской Федерации. В Западной Сибири сосредоточено 69% месторождений, Урало-Поволжье – 17%, на Европейском Севере – 7,8% и Восточной Сибири – 3,6%. Основные разведанные запасы нефти расположены в Уральском федеральном округе (66,7 %), где доминирующее положение занимает Ханты-Мансийский автономный округ, в котором сконцентрировано более 50 % российских запасов нефти. [6, с.25] Ведущими недропользователями являются вертикально-интегрированные нефтяные компании: ОАО «Тюменская нефтяная компания», ОАО «НК “ЛУКОЙЛ», ОАО «НК «Сургутнефтегаз», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Татнефть», ОАО «НК «Сибнефть», ОАО «СИДАНКО», ОАО «НГК «Славнефть», АНК «Башнефть», ОАО «Газпром». На их долю приходится около 77% запасов нефти.[6, с.26] Наиболее интенсивно минерально-сырьевая база нефтяного комплекса развивалась в 1985 – 1991 годах. Прирост разведанных запасов нефти в эти годы составлял до 1,1 млрд. тонн в год, то есть в два раза превышал ее годовую добычу. С 1992 года начался обвальный спад геологоразведочных работ. За 10 лет объемы поисково-разведочного бурения на нефть уменьшились более чем в 4 раза, а эксплуатационного – в 7 раз, произошло пятикратное сокращение ввода новых скважин. Начиная с 1994 года, наметилась негативная тенденция снижения темпов восполнения ресурсной базы углеводородного сырья, в результате чего к 2001 году разведанные запасы нефти уменьшились в целом по стране на 13 %, а в основном нефтедобывающем регионе – Западной Сибири – на 17,5%. Основные приросты запасов нефти были получены в основном за счет доразведки открытых нефтяных залежей, а также перевода запасов нефти, ранее оцененных – в разведанные. По существу в эти годы был упущен важный период подготовки новых регионов к проведению широкомасштабных поисково-оценочных работ, а в дальнейшем – и к разработке промышленных запасов нефти. [7] В последние годы прирост запасов нефти и конденсата остается на уровне 200-250 млн. тонн и не компенсирует объемы добычи. Невосполненная приростом запасов добыча нефти за 1994-2001 годы составила около 700 млн. тонн. За 2005 год прирост запасов нефти и конденсата промышленных категорий составил 260 млн. тонн при добыче 380 млн. тонн, т.е. восполняемость ресурсов составляет лишь 68%. Ухудшается структура разведанных запасов. В балансе запасов большинства нефтяных компаний доля высокопродуктивных (активных) запасов нефти составляет около 45 % и продолжает снижаться, в то время как доля низкорентабельных запасов возрастает. Следует отметить, что вновь открываемые нефтяные месторождения в основном мелкие, не превышающие несколько сотен тысяч тонн, и низкодебитные. Дебит нефтяных скважин за 10 лет в целом по России снизился в 5 раз, а в Западной Сибири – более чем в 10 раз. В диапазоне низких дебитов скважин (от 10 до 25 тонн/сутки) и на грани “нулевой” рентабельности находятся более 70% запасов нефти. Четверть разрабатываемых запасов имеют выработанность свыше 80 %, более трети запасов – обводненность свыше 70 %. Степень выработанности разведанных запасов нефти наиболее высокая в Южном федеральном округе – 83%, в Приволжском – 71%, Уральском – 45% и Северо – Западном – 44% округах. [7] Фонд бездействующих скважин возрос до 79 тыс. единиц с потенциальной добычей до 80 млн. тонн нефти в год, что привело к безвозвратным потерям части извлекаемых запасов. Это является грубейшим нарушением Федерального закона «О недрах» в части рационального использования недр. При сложившейся ситуации уже к 2010 году можно ожидать, что доля рентабельных месторождений может снизиться до 30%. Разведанные запасы газа в России (свободный газ и газовые шапки) на начало 2002 года составили 46,8 трлн. куб. м. По разведанным запасам газа Россия занимает первое место в мире и обеспечивает до 30% его мировой добычи. [7] 2. Экономическая политика РФ в области использования природно-сырьевых ресурсов
2.1.Место минерально-сырьевого комплекса в развитии экономики страны
Экономический потенциал минерально-сырьевых ресурсов, состояние основных фондов и применяемых технологий в добывающем комплексе дает основание сделать некоторые выводы о значении и месте:[8] • минерально-сырьевые ресурсы - важный потенциал для устойчивого экономического развития страны; • всестороннее развитие отечественной перерабатывающей промышленности на базе добывающего комплекса - главный резерв превращения России в недалеком будущем в ведущую экономическую державу с высоким уровнем жизни населения; • анализ экономических процессов, происходящих в мире, доказывает необходимость всесторонней государственной поддержки и создания на базе ресурсодобывающих предприятий крупных финансово-промышленных корпораций межотраслевого профиля, которые могли бы на равных конкурировать с транснациональными корпорациями Запада; • развитие добывающего комплекса должно регулироваться государством путем рационального сочетания административных и экономических методов, при этом государство должно всячески способствовать развитию перерабатывающей промышленности на базе добывающего комплекса. Таким образом, в ближайшие годы устойчивое развитие экономики России должно базироваться на планомерном росте ее составляющих и, прежде всего, за счет минерально-ресурсного потенциала, который является базисом устойчивого развития страны на длительную перспективу. Под ресурсным потенциалом следует понимать структуру минерально-сырьевых ресурсов (МСР), размеры их запасов, качество, степень изученности и направления хозяйственного освоения, оказывающие непосредственное влияние на экономический потенциал. Количество видов минерального сырья, разведанного на территории России, является уникальным и не имеет аналогов в мире. По запасам никеля, природного газа (33% мировых запасов) Россия занимает первое место в мире, по запасам нефти - второе после Саудовской Аравии, угля - третье после США и Китая, золота - третье после ЮАР и США.[8] Бесспорно, МСК играет важную роль во всех сферах жизнедеятельности государства, вносит весомый вклад в формирование доходной части бюджета страны; составляет основу ее оборонного могущества; обеспечивает социальную стабильность; способствует развитию интеграционных процессов между странами. Однако не следует забывать о существующих проблемах данной отрасли. Большая часть добывающих предприятий не обладает достаточным инвестиционным потенциалом не только для расширенного, но и для простого воспроизводства основных фондов. Более того, финансовое состояние предприятий добывающей и перерабатывающей промышленности, использование в процессе производства неконкурентоспособных технологий, отсутствие достаточных ассигнований на геологоразведочные работы усугубляют положение. Вывод очевиден: необходимо активное участие государства в регулировании данного сектора экономики.
2.2. Мероприятия направленные на совершенствование природно- сырьевого комплекса страны
Обратимся к истории. В начале рыночных реформ в России на некоторое время государство выпустило из рук стратегическое управление природно-ресурсным комплексом. Это обернулось, как известно, застоем национального природно-ресурсного потенциала, развалом геологической отрасли, рядом других негативных последствий. Выход из сложившейся ситуации подсказало время: возникла необходимость регулирующего воздействия государства на хозяйственные процессы в целом и на недропользование в частности. И сегодня современная стратегия рационального недропользования не может базироваться исключительно на возможностях рынка как такового. Рыночный механизм даже в развитых странах не обеспечивает решения стратегических задач недропользования, охраны природы, связанной с недропользованием, устойчивой экономической безопасности. Чтобы осуществить рациональное пользование недрами требуется установление таких взаимоотношений производственной деятельности предприятий с окружающей природной средой, при которых потребности хозяйства в промышленной продукции удовлетворяются с эффективностью, отвечающей современному уровню социально-экономического развития общества, и в то же время соблюдаются требования к экономии минерально-сырьевых ресурсов и сохранению окружающей среды.[8] В России с ее переходной экономикой необходимо реализовать такой принцип рационального недропользования, как органическое сочетание рыночных механизмов саморегулирования и поддержки государством рационального потребления и сбережения минерально-сырьевых ресурсов. Кроме того, вопросы рационального пользования недрами не должны ограничиваться самими недрами. В процессе недропользования бизнес - структурам необходимо руководствоваться, а институтам власти следует обеспечить соблюдения следующих принципов: [9] • приоритета современных технологий и новой техники, не приводящих к нарушению экологической системы; • учета комплексности воздействия хозяйственной деятельности при недропользовании на экологическую систему, в т.ч. и на человека; • сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны окружающей среды на принципах устойчивого развития с учетом безопасности жизнедеятельности, как работающего на объектах недропользования человека, так и населения, проживающего на данной территории; • обязательности государственной экологической экспертизы и т.д. Из этого следует, что обеспечение рационального использования недр - это путь к достижению более высоких экономических показателей при минимизации экологических и техногенных нагрузок на окружающую среду. Рациональное пользование недрами во многом определяется тем, насколько скоординировано и грамотно исполняют свои полномочия по осуществлению контрольно-надзорной деятельности институты власти и насколько добросовестно, ответственно относится бизнес-структуры к реализации своих прав и обязанностей в части рационального использования и охраны недр, обеспечения экологической безопасности. Регулирование рационального недропользования - сложная многоаспектная проблема, для решения которой требуются не только высокий профессионализм и ответственность, но и соответствующее состояние институтов регулирования, одним из которых является контроль. С начала 90-х годов институт контроля накопил определенный опыт решения задач рационального недропользования в условиях переходной экономики, были наработаны технологические решения контрольно-надзорной деятельности, а также сформированы представления об основных проблемах государственного контроля в сфере недропользования и способах их решения. Однако институт государственного контроля в новых условиях современного развития экономики нуждается в дальнейшем совершенствовании своей структуры, организации контрольно-надзорной деятельности, применения новых методик и технологий контроля, новых информационно-аналитических технологий, мониторинга состояния поднадзорных и контролируемых объектов и т.д. И первым шагом в этом направлении может стать решение следующих проблем, с которыми сегодня сталкивается государственный контроль:[8] • организационная структура органов контроля на территориальном уровне не адекватна природно-ресурсному потенциалу и его видовому представительству; • органы контроля на федеральном уровне (по федеральным округам) фактически являются передаточным информационным звеном от территории к центру; • отсутствует нормативное правовое, технологическое и методическое обеспечение надзорных функций отвечающих стоящим перед органами контроля задачам; • отсутствует четкое разделение полномочий по направлениям государственной экологической экспертизы, как вида превентивного контроля между Росприроднадзором и Ростехнадзором; • не разработана структура и объем информационного обеспечения надзорных полномочий в сфере недропользования; • отсутствует четкое определение (разделение) подконтрольных и поднадзорных объектов природопользования между федеральными органами исполнительной власти, а также между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и др. Какие институциональные преобразования предлагается произвести в контрольно-надзорной деятельности в ближайшее время и, что необходимо сделать для выполнения недропользователями требований рационального недропользования. Прежде всего, необходимо:[9] • разработать и принять закон о государственном контроле и надзоре в сфере недропользования и охраны недр; • разработать нормативно-правовое, методическое обеспечение контрольно-надзорной деятельности; • своевременно и в полном объеме обеспечить финансирование и материально-техническую поддержку контрольных мероприятий; • расширить административную практику; • придать консультативно-информационной работе инспекторов наступательный характер; • включить в контрольно-надзорную деятельность более широкий круг субъектов контроля - федерального, республиканского (регионального) и муниципального уровней; • задействовать неформальные институты, СМИ и общественные институты в контрольно-надзорной деятельности и др. Необходимо определить основные приоритеты, которые должны предусматривать:[10] • устойчивое обеспечение страны МСР и продуктами их переработки; • повышение эффективности использования МСР и создание необходимых условий для перевода экономики на энерго - и ресурсосберегающий путь развития; • дальнейшее развитие минерально-сырьевой базы; • развитие перерабатывающей промышленности, поддержание и наращивание экспортного потенциала страны, изменение его структуры в пользу торговли продуктами переработки. Исходя из приоритетов, главными целями для органов исполнительной власти в минерально-сырьевом секторе экономики могут являться: • обеспечение рационального и эффективного использования ресурсного потенциала; • осуществление принципиальных структурных преобразований, исключающих неэффективное недропользование; • создание экономических механизмов комплексного решения задач рационального использования, охраны и воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов; • достижение оптимальных уровней воспроизводства минерально-сырьевой базы, рациональное и сбалансированное использование и охрана недр; • создание основы для перехода к устойчивому развитию экономики, направленному на реализацию геополитических интересов и соблюдение национальной безопасности России. Важным условием достижения целей является решение следующих задач: осуществление рационального сочетания административных и экономических методов государственного регулирования в области недропользования; формирование эффективной системы органов государственного управления и контроля в сфере недропользования и охраны окружающей среды; координация и разграничение сфер деятельности институтов исполнительной власти; развитие правовой базы в целях стимулирования инновационного и инвестиционного процессов в сфере недропользования и охраны окружающей среды; четкое разграничение функций и прав федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации в сфере недропользования; учет региональных особенностей и потребностей недропользования при совершенствовании структуры экономики России. Успешное достижение выше названных целей и с этим связанное решение задач предполагает проведение следующих институциональных преобразований: [10] • совершенствование законодательства в сфере недропользования; • создание действенного механизма финансового обеспечения программ и мероприятий по воспроизводству минерально-сырьевой базы; • совершенствование экономического механизма недропользования и охраны окружающей среды; • уточнение и корректировку системы лицензирования и регламентации режимов недропользования; • нормативное, правовое, информационно - аналитическое обеспечение контроля; • разработку механизма аудита в сфере недропользования; • усиление административной и уголовной ответственности за нарушения законодательства о недрах; • совершенствование организационной структуры контроля и др. Заключение
Сегодня как никогда представители властных структур и рядовые граждане понимают, что их благосостояние и устойчивое социально-экономическое развитие России в целом во многом определяется тем, насколько эффективно включен в хозяйственный оборот природно-ресурсный потенциал и, прежде всего, минерально-сырьевой. В то же время становится очевидным, что нам не удается достичь этой главной цели только за счет институтов рынка без активного участия в этом процессе институтов государства, к которым в полной мере следует отнести Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), который впервые был создан как юридически самостоятельный федеральный орган исполнительной власти в 2004 году. Росприроднадзор реализует свои полномочия непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Организация и осуществление контрольно-надзорной деятельности проходит на всем российском пространстве и ведется по направлениям в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Росприроднадзор осуществляет контроль и надзор: • в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства); • в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения; • за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; • за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов; • за использованием и охраной водных объектов; • за соблюдением законодательства Российской Федерации, международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря и в исключительной экономической зоне; • за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе; • за безопасностью гидротехнических сооружений (соблюдением норм и правил безопасности), кроме гидротехнических сооружений промышленности, энергетики и судоходных гидротехнических сооружений; • государственный земельный контроль в пределах своей компетенции в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий; В связи с этим, руководством Росприроднадзора вполне закономерно ставится вопрос о создании оптимальной структуры стоящим перед ней задачам. Рассмотрим, насколько существующая организационная структура Росприроднадзора отвечает требованиям оптимальности. Значение и влияние институциональных преобразований контроля в сфере природопользования ее важной составляющей недропользования, как непременного условия устойчивого развития экономики России, - актуальная и сложная задача. Ее актуальность определяет следующий факт: несмотря на то, что в последние годы было проведено реформирование институтов контроля, тем не менее, они не отвечают в полной мере требованию административной реформы. Для успешной реализации государственной политики в области рационального использования и воспроизводства природных ресурсов и, прежде всего, его минерально-сырьевой составляющей, как основы устойчивого социально-экономического и экологического развития, предлагается: • Обеспечить переход на целевые программы (мероприятия) геологоразведочных работ и воспроизводства минерально-сырьевой базы, финансируемые из средств хозяйствующих субъектов, и создать правовую основу заинтересованности бизнес-структур по вовлечению собственных средств в геологоразведочные работы. • Предотвратить процесс исчерпания поисково-разведочного задела прошлых лет путем увеличения объемов геологических исследований и геологоразведочных работ. • Обеспечить переход от простого к расширенному воспроизводству прироста запасов в зависимости от объемов добычи полезных ископаемых. • Разработать и внедрить механизм аудита в сфере недропользования. • Реформировать систему налогообложения в сфере недропользования с постепенным переходом к рентным платежам. Внедрить систему страхования в практику недропользования. • Вопросы рационального, эффективного, комплексного недропользования необходимо решать на основе обеспечения экологической безопасности. • Продолжить реформирование и дальнейшее совершенствование института контроля, исходя из целей и задач административной реформы, в основе которой должно стоять создание самостоятельных институтов контроля по представленным выше направлениям, учитывая их значение в региональном, общероссийском и глобальном масштабе. Список литературы
1. Анисимов Е. В луже нефти отражается вся мировая политика // Комсомольская правда. - 2003. - 31 марта. 2. Исследование. Информационный бюллетень «Природно – сырьевой комплекс России. Итоги 2006 года».- М.: Росбизнесконсалтинг,2007. 3. Казиахмедов Г.М. и др. Демонополизация рынка топливно- энергетического комплекса России .- М.,2004. 4. Курс лекций по мировой экономике / проф. Пстыго В.И..- М., 2001. 5. Мировая экономика: Учебник для вузов / под редакцией А.С.Булатова.- М.: Юрист, 2004. 6. Суслов Н.И. Макроэкономические проблемы природно- сырьевого комплекса РФ // ЭКО.- 2006.- №12. 7. МЭК: Итоги года. Анализ и прогноз // Биржевые ведомости. – 2004.- № 19. 8. Шафраник Ю.К., Козырев А.Г., Самусев А.Л. МСК в условиях кризиса // ЭКО.- 20004.- №1. 9. Энергетическая стратегия России до 2020г., / авторский коллектив под руководством Яновского А.Б..- М., 2006. 10. http://www.eriras.ru (Институт энергетических исследований)
|