ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
“Система управления деятельностью ЕС”
Работа выполнена Студенткой ФМТ 31В XXXXXX Работу принял Бондарев С.А.
Москва, 2007
Содержание.
1. Введение …………………………………………………………..….1 2. История Европейского Союза……………………………………….2 3. Кандидаты в участники союза и «отказники»……………………….6 4. Расширение ЕС………………………………………………………..9 5 Система управления деятельностью ЕС……………………………11 6 Заключение……………………………………………………………24 7. Список литературы……………………………………………………26
Введение. Европе́йский Сою́з (Евросою́з) — объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). Маастрихтский договор — договор, подписанный 7 февраля 1992 в городе Маастрихт (Нидерланды), положивший начало Европейскому Союзу. Договор вступил в силу 1 ноября 1993. Договор завершил дело предыдущих лет по урегулированию денежной и политической систем европейских стран. Ответственность за денежно-кредитную политику Евросоюза возложена на Европейскую систему центральных банков (ЕСЦБ), в составе Европейского центрального банка (ЕЦБ) и национальных центральных банков (НЦБ) государств ЕС. Последствием договора было введение евро как европейской валюты, и установление трёх основ союза — экономики и социальной политики, международных отношений и безопасности, правосудия и внутренних дел. Ратификация договора вызвала трудности в ряде стран. Референдум во Франции поддержал договор на 51.05 %, а Дания отказалась от изначальной формулировки. В Великобритании договор был ратифицирован парламентом с минимальным перевесом правительственной группировки (выступавшей за ратификацию) над противниками договора. Европе́йский Сою́з - уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них немалую роль.
Страны-члены Евросоюза на 1 января 2007: Австрия Бельгия Болгария Великобритания Венгрия Германия Дания Греция Ирландия Испания Италия Кипр Люксембург Нидерланды Португалия Румыния Латвия Литва Мальта Польша Словакия Словения Финляндия Франция Чехия Швеция Эстония
Особые территории вне Европы, входящие в Европейский союз: Азорские острова Гваделупа Канарские острова Мадейра Мартиника Мелилья Реюньон Сеута Французская Гвиана 1. История Европейского Союза. На территории Европы едиными государственными образованиями, сравнимыми по размерам с Евросоюзом, были Западная Римская империя, Франкское государство, Священная Римская империя. В течение последнего же тысячелетия Европа была раздроблена. Европейские мыслители старались придумать способ объединить Европу. Идея создания Соединённых штатов Европы первоначально возникла после Американской революции. Эта идея получила новую жизнь после Второй мировой войны, когда о необходимости её осуществления заявил Уинстон Черчилль, призвавший 19 сентября 1946 в своей речи в Цюрихском университете к созданию «Соединённых штатов Европы», аналогичных Соединённым Штатам Америки. Как результат, в 1949 был создан Совет Европы — организация, существующая до сих пор (её членом является и Россия). Совет Европы, однако, был (и остаётся) чем-то вроде регионального эквивалента ООН, сосредоточившим свою деятельность на проблемах обеспечения прав человека в европейских странах. Развитие ЕС с 1952 г. по 2007 г.: Расширение ЕСВ 1951 ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия создали Европейское объединение угля и стали (ECSC — European Coal and Steel Community), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, которое, по мысли его создателей, должно было предотвратить очередную войну в Европе. Великобритания отказалась участвовать в этой организации по соображениям национального суверенитета. С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств (ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия) в 1957 учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) (EEC — European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии (Euratom — European Atomic Energy Community). Европейское Экономическое Сообщество было создано в первую очередь как таможенный союз шести государств, призванный обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и людей. Евратом должен был способствовать объединению мирных ядерных ресурсов этих государств. Самым важным из этих трёх европейских сообществ являлось Европейское экономическое сообщество, так что позднее (в 1990-е годы) оно стало именоваться просто Европейским сообществом (EC — European Community). ЕЭС было учреждён Римским договором 1957 года, который вступил в силу 1 января 1958. В 1959 членами ЕЭС был создан Европейский парламент — представительный консультативный, а позднее и законодательный орган. Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём одновременной структурной эволюции и институциональной трансформации в более сплочённый блок государств с передачей всё большего числа функций управления на наднациональный уровень (так называемый процесс евроинтеграции, или углубления союза государств), с одной стороны, и увеличения числа участников европейских сообществ (и позднее Европейского союза) с 6 до 27 государств (расширения союза государств). В январе 1960 Великобритания и ряд других стран, не вошедших в ЕЭС, сформировали альтернативную организацию — Европейскую ассоциацию свободной торговли. Великобритания, однако, вскоре поняла, что ЕЭС — гораздо более эффективное объединение, и приняла решение о вступлении в ЕЭС. Её примеру последовали Ирландия и Дания, чья экономика существенно зависела от торговли с Великобританией. Аналогичное решение приняла и Норвегия. Первая попытка в 1961—1963, однако, закончилась неудачей в связи с тем, что французский президент де Голль наложил вето на решение о вступлении новых членов в ЕЭС. Аналогичным был результат и переговоров о вступлении в 1966—1967. В 1967 году три европейских сообщества (Европейское объединение угля и стали, Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии) объединились в Европейское Сообщество. Дело сдвинулось с мёртвой точки лишь после того, как генерала Шарля де Голля в 1969 сменил Жорж Помпиду. После нескольких лет переговоров и адаптации законодательства Великобритания вступила в ЕС 1 января 1973. В 1972 прошли референдумы о вступлении в ЕС в Ирландии, Дании и Норвегии. Население Ирландии (83.1 %) и Дании (63.3 %) поддержали присоединение к ЕС, но в Норвегии это предложение не получило большинства (46.5 %). Греция подала заявку на вступление в ЕС в июне 1975 и стала членом сообщества 1 января 1981. В 1979 были проведены первые прямые выборы в Европейский парламент. В 1985 Гренландия получила внутреннее самоуправление и после референдума вышла из ЕС. Португалия и Испания подали заявки в 1977 и стали членами ЕС с 1 января 1986. В феврале 1986 в Люксембурге был подписан Закон о единой Европе (Single European Act). В 1992 все государства, входящие в Европейское Сообщество, подписали Договор о создании Европейского союза. В 1994 в Австрии, Финляндии, Норвегии и Швеции проводятся референдумы о вступлении в ЕС. Большинство норвежцев вновь голосует против. Австрия, Финляндия (с Аландскими островами) и Швеция становятся членами ЕС с 1 января 1995. Членами Европейской ассоциации свободной торговли остаются лишь Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн. 9 октября 2002 Европейская Комиссия рекомендовала 10 государств-кандидатов на вступление в ЕС в 2004: Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Словению, Кипр, Мальту. Население этих 10 стран составило около 75 млн.; их совместный ВВП по ППП {note: Паритет покупательной способности} — примерно 840 млрд долларов США, примерно равный ВВП Испании. Это расширение ЕС можно назвать одним из самых амбициозных проектов ЕС на настоящее время. Необходимость такого шага была продиктована желанием подвести черту под разъединением Европы, длившимся с момента окончания Второй мировой войны, и прочно привязать к Западу страны Восточной Европы, чтобы не допустить их отката обратно к коммунистическим методам правления[источник?]. Кипр был включён в этот список, поскольку на этом настояла Греция, которая в противном случае угрожала наложить вето на весь план в целом. По завершении переговоров между «старыми» и будущими «новыми» членами ЕС окончательное положительное решение было объявлено 13 декабря 2002. Европейский парламент утвердил решение 9 апреля 2003. 16 апреля 2003 в Афинах 15 «старыми» и 10 «новыми» членами ЕС был подписан Договор о присоединении. В 2003 в девяти государствах (за исключением Кипра) были проведены референдумы, а затем подписанный Договор был ратифицирован парламентами. 1 мая 2004 Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр, Мальта стали членам Евросоюза. После присоединения к ЕС десяти новых стран, уровень экономического развития которых заметно ниже среднеевропейского, лидеры Евросоюза оказались в положении, когда основной груз бюджетных расходов на социальную сферу, дотации сельскому хозяйству и т. д. ложится именно на них. В то же время эти страны не желают увеличивать долю отчислений в общесоюзный бюджет сверх определённого документами ЕС уровня в 1 % ВВП. Вторая проблема состоит в том, что после расширения Евросоюза менее эффективным оказался действовавший до сих пор принцип принятия важнейших решений консенсусом. На референдумах во Франции и в Нидерландах в 2005 проект единой Конституции ЕС был отклонён, и весь Евросоюз по-прежнему живет по целому ряду основополагающих договоров. 1 января 2005 года состоялось очередное расширение Евросоюза — вхождение в него Болгарии и Румынии. Евросоюз прежде предупреждал эти страны, что Румынии и Болгарии предстоит еще немало сделать в области борьбы с коррупцией и реформирования законодательства. В этих вопросах Румыния, по мнению европейских чиновников, отставала, сохраняя пережитки социализма в структуре экономики и не отвечая стандартам ЕС. 17 декабря 2005 года официальный статус кандидата на вступление в ЕС был предоставлен Македонии. 21 февраля 2005 года Европейский союз подписал план действий с Украиной. Вероятно, это стало результатом того, что ко власти на Украине пришли силы, внешнеполитическая стратегия которых направлена на вступление в Евросоюз. В то же время, по мнению руководства ЕС, о полноправном членстве Украины в Евросоюзе пока говорить не стоит, так как новой власти необходимо сделать очень много, чтобы доказать, что на Украине существует полноценная демократия, отвечающая мировым стандартам, и провести политические, экономические и социальные реформы.
3.Кандидаты в участники союза и «отказники».
Далеко не все страны Европы намерены участвовать в европейском интеграционном процессе. Дважды на национальных референдумах (1972 и 1994) отвергало предложение о вступлении в ЕС население Норвегии. Не входит в состав ЕС Исландия. В замороженном состоянии находится заявка Швейцарии, вступление которой было остановлено референдумом. Эта страна, однако, присоединилась к Шенгенскому соглашению с 1 января 2007. Малые государства Европы — Андорра, Ватикан, Лихтенштейн, Монако, Сан-Марино не являются членами ЕС. Не входят в состав ЕС имеющие автономный статус в составе Дании Гренландия (вышла после референдума 1985) и Фарерские острова, ограниченно и не в полном объёме участвуют в ЕС финская автономия Аландские острова и заморская территория Великобритании — Гибралтар, другие зависимые территории Великобритании — Мэн, Гернси и Джерси вовсе не входят в состав ЕС. В Дании народ проголосовал на референдуме о вхождении в Европейский союз (о подписании Маастрихтского договора) лишь после обещаний правительства не переходить на единую валюту Евро, поэтому в Дании до сих пор в обращении датские кроны. Определён срок начала переговоров о вступлении с Хорватией, предоставлен официальный статус кандидата в члены ЕС Македонии, что практически гарантирует вступление этих стран ЕС. Также подписан ряд документов, относящихся к Турции и Украине, но конкретные перспективы вступления в ЕС этих государств пока ещё не ясны. О своём намерении вступить в ЕС неоднократно заявляло также новое руководство Грузии, но никаких конкретных документов, которые обеспечивали бы хотя бы начало переговорного процесса по этому вопросу, пока ещё не подписано и, скорее всего, не будет подписано до тех пор, пока не будет урегулирован конфликт с непризнанными государствами Южная Осетия и Абхазия. Аналогичная проблема с продвижением к евроинтеграции существует и у Молдавии — руководство непризнанной Приднестровской Молдавской Республики не поддерживает стремление Молдавии вступить в Евросоюз. В настоящее время перспективы вступления Молдавии в ЕС весьма туманны. Следует отметить, что ЕС имеет опыт по принятию в свой состав Кипра, также не обладающего полным контролем над официально признаваемой за ним территорией. Однако вступление Кипра в ЕС произошло после референдума, проводившегося одновременно в обеих частях острова, и в то время как население непризнанной Турецкой Республики Северного Кипра в большинстве своём проголосовало за реинтеграцию острова в единое государство, процесс объединения был заблокирован именно греческой стороной, в итоге вступившей в ЕС в одиночку. Неясны перспективы вступления в Евросоюз таких государств Балканского полуострова, как Албания и Босния, в связи с их низким уровнем экономического развития и нестабильной политической обстановкой. Тем более это можно сказать о Сербии, чья провинция Косово в настоящее время находится под международным протекторатом НАТО и ООН. Вышедшая в результате референдума из союза с Сербией Черногория, открыто заявила о своём стремлении к евроинтеграции и вопрос о сроках и порядке вступления этой республики в ЕС является сейчас предметом переговоров. Из прочих государств, полностью или частично находящихся в Европе, не вели никаких переговоров и не предпринимали никаких попыток начать процесс евроинтеграции: Азербайджан Армения Белоруссия Казахстан. Россия устами официальных лиц неоднократно объявляла о нежелании полностью вступать в Евросоюз, предлагая вместо этого реализовать концепцию «четырёх общих пространств», сопровождаемых «дорожными картами» и облегчающих трансграничное перемещение граждан, экономическую интеграцию и сотрудничество в ряде других областей. Единственным исключением стало сделанное в конце ноября 2005 Президентом России В. В. Путиным заявление о том, что он «был бы счастлив, если бы Россия получила приглашение вступить в ЕС». Однако, это заявление было сопровождено оговоркой о том, что сам он не будет выступать с просьбой о принятии в ЕС. Важным моментом является то, что Россия и Белоруссия, подписавшие договор о создании Союза и не могли бы в принципе начать никакие действия по самостоятельному вступлению в ЕС, не расторгнув этот договор. Из стран, находящихся за пределами Европейского Континента, неоднократно заявляли о своих евроинтеграционных намерениях африканские государства Марокко и Кабо-Верде (бывшие Острова Зелёного мыса) — последняя при политической поддержке своей бывшей метрополии — Португалии, в марте 2005 начала официальные попытки подать заявку на вступление. Регулярно муссируются слухи о возможном начале движения к полному вступлению в ЕС Туниса, Алжира и Израиля, однако пока что такую перспективу следовало бы считать призрачной. Пока что этим странам, а также Египту, Иордании, Ливану, Сирии, Палестинской национальной администрации и упомянутому выше Марокко в качестве компромиссной меры предложено участие в программе «партнёры-соседи», подразумевающей получение в некоем отдалённом будущем статуса ассоциированных членов ЕС.
4 История расширения ЕС
1957 Бельгия Германия Италия Люксембург Нидерланды Франция 6 1973 Великобритания Дания Ирландия 9 1981 Греция 10 1985 Гренландия (автономная территория Дании) выходит из сообщества 10 1986 Португалия Испания 12 1990 ГДР (присоединилась к Западной Германии) 12 1995 Австрия Финляндия Швеция 15 2004 Венгрия Кипр Латвия Литва Мальта Польша Словакия Словения Чехия Эстония 25 2007 Болгария Румыния 27 17 декабря 2005 года официальный статус кандидата на вступление в ЕС был предоставлен Македонии. Определён срок начала переговоров о вступлении с Хорватией. Также подписан ряд документов, относящихся к Турции, Молдове и Украине, но конкретные перспективы вступления в ЕС этих государств пока ещё не ясны. Основные события в истории углубления интеграции ЕС 1951 - Парижский договор и создание Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) 1957 - Римский договор и создании Европейских экономических сообществ (употребляется, как правило, в единственном числе)(ЕЭС) и Евратома 1967 - договор о слиянии в результате которого был создан единый Совет и единая Комиссия для трех европейских сообществ ЕОУС, ЕЭС и Евратома 1979 - первые всенародные выборы в Европейский парламент 1985 - подписание Шенгенского соглашения 1986 - принятие "Единого европейского акта" - первое существенное изменение учредительных договоров ЕС 1993 - Маастрихтский договор и создание на основе Сообществ Европейского союза 1999 - введение единой европейской валюты - евро (в наличном обращении с 2002) 2004 - подписание Конституции ЕС (в силу не вступила) 2007 - подписание договора о реформировании в Лиссабоне В настоящее время три наиболее обыденных атрибута принадлежности к Евросоюзу (собственно членство в ЕС, Шенгенской зоне и зоне евро) являются не вмещающими, а пересекающимися категориями:
Великобритания и Ирландия подписали Шенгенское соглашение на условиях ограниченного членства. Великобритания также не сочла нужным вступать в зону евро. Дания и Швеция в ходе референдумов также решили сохранить национальные валюты Норвегия и Исландия не являются членами ЕС, однако входят в Шенгенскую зону. К ним планирует присоединиться Швейцария Черногория не является ни членом ЕС, ни участником Шенгенского соглашения, однако евро является официальным платежным средством в этой стране
5. Система управления деятельностью ЕС Храмовая структура ЕС Храмовая структура, как способ наглядно представить существующую специфику разграничения компетенций ЕС и государств-членов, появилась в Маастрихтском договоре, учреждающем Европейский союз. Храмовая структура "поддерживается" тремя "опорами": Первая опора "Европейские сообщества" объединяет в себе предшественниц ЕС: Европейское Сообщество (бывшее Европейское экономическое сообщество) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Третья организация — Европейское объединение угля и стали — прекратила своё существование в 2002 году в соответсвии с учреждавшим ее Парижским договором. Вторая опора носит название "общая внешняя политика и политика безопасности" (ОВППБ). Третья опора - "полицейское и судебное сотрудничество по уголовным делам". С помощью "опор" в договорах разграничиваются сферы политики, относящиеся к компетенции ЕС. Кроме того, опоры дают наглядное представление о роли правительств государств-членов ЕС и институтов ЕС в процессе принятия решений. В рамках первой опоры роль институов ЕС определяющая. Решения здесь принимаются "методом сообщества". К ведению Сообщества относятся вопросы, касающиеся, в частности, общего рынка, таможенного союза, единой валюты (при сохранении собственной валюты некоторыми из членов), общей сельскохозяйственной политики и общей рыболовной политики, некоторыми вопросами миграции и беженцев, а также политики сближения (cohesion policy). Во второй и третьей опорах роль институтов ЕС минимальна и решения принимаются государствами-членами ЕС. Этот метод принятия решений называется межправительственным. В результате Ниццкого договора (2001) некоторые вопросы миграции и беженцев, а также вопросы обеспечения гендерного равенства на рабочих местах были перенесены из второй в первую опору. Следовательно, по этим вопросам, роль институтов ЕС по отношению к государствам-членам ЕС усилилась. На сегодня членство в Евросоюзе, Евросообществе и Евратоме единое, все государства, вступающие в Союз, становятся и членами Сообществ. В будущем планируется упразднить эту сложную систему и установить единый статус Евросоюза как субъекта международного права. Европейские институты Ниже следует описание основных органов, или институтов ЕС. Необходимо иметь в виду, что традиционное для государств разделение на исполнительные, законодательные и судебные органы для ЕС не характерно. Если Суд ЕС можно смело считать судебным органом, то законодательные функции принадлежат одновременно Совету ЕС, Европейской комиссии и Европарламенту, а исполнительные - Комиссии и Совету. Европейский совет (European Council) Европейским Советом называется саммит глав государств и правительств стран-членов ЕС их заместителей - министров иностранных дел. Членом Европейского Совета является также председатель Еврокомиссии. В основе создания Европейского Совета лежала идея французского президента Шарля де Голля о проведении неформальных саммитов лидеров государств Европейского Союза, что призвано было препятствовать снижению роли национальных государств в рамках интеграционного образования. Неформальные саммиты проводились с 1961 г., в 1974 г. на саммите в Париже данная практика была формализована по предложению Валери Жискар д`Эстена, занимавшего в то время пост президента Франции. Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции - основная миссия Европейского совета. Наряду с Советом Министров Европейский Совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграциии. Его заседания проходят не менее чем дважды в год - либо в Брюсселе, либо в председательствующем государстве под председательством представителя государства-члена, возглавляющего в данное время Совет Европейского Союза. Заседания длятся два дня. Решения совета обязательны для поддержавших их государств. Европейский Совет следует отличать от Совета ЕС и от Совета Европы Европейский совет - формально не входит в структуру институтов Европейского союза. В его рамках осуществляется так называемое "церемониальное" руководство, когда присутствие политиков самого высокого уровня придаёт принятому решению одновременно и значимость и высокую легитивность Европейская комиссия Европейская комиссия (КЕС, Комиссия европейских сообществ) — высший орган исполнительной власти Евросоюза. Имеет также производные законодательные полномочия. Председатель КЕС также входит в Совет глав промышленных государств. Состав Еврокомиссия состоит из 27 комиссаров, по числу стран — членов ЕС. Каждый комиссар, как и министр национального правительства, отвечает за определенное направление работы. Каждого кандидата в Еврокомиссию рекомендует правительство его страны, затем он проходит собеседование с президентом Еврокомиссии и утверждается Европарламентом Кроме того, в структуру Еврокомиссии входят генеральные директораты - это аналоги правительственным министерствам. Генеральные директораты являются профильными и отвечают за реализацию политики в различных сферах компетенции ЕС. Функции Задача Еврокомиссии — координация работы органов исполнительной власти всех стран ЕС, выработка рекомендаций для деятельности Европарламента, внесение законодательных инициатив с целью приведения в соответствие с общеевропейскими стандартами национального законодательства стран-членов ЕС, наблюдение за соблюдением всеми 27 странами единых европейских стандартов, а также прав и свобод человека, проведение систематических консультаций со всеми национальными правительствами для выработки единой экономической (промышленной, сельскохозяйственной, налогово-бюджетной, социальной, таможенной, валютной, денежно-кредитной и т. д.), военной, внешней, культурной политики. Еврокомиссия в первую очередь контактирует с министрами по делам ЕС в каждом из правительств 27 стран-членов. Повседневное администрирование ЕС осуществляется в рамках комитологии (от comitology). Комитология - это система многочисленных комитетов, созданных Советом министров при Европейской комиссии, в которых отслеживается исполнение принятых законодательных решений ЕС. Все решения Еврокомиссии носят исключительно рекомендательный характер, все спорные вопросы улаживаются на уровне национальных правительств. Совет ЕС Совет ЕС, или Совет Министров ЕС, - данный орган наделен рядом функций как исполнительной так и законодательной власти, а потому нередко рассматривается как ключевой институт в процессе принятия решений на уровне Европейского Союза. Совет был создан в 1952 г. и призван был уравновесить Европейскую Комиссию. Однако, компетенции этих органов чётко поделены. Если Европейская Комиссия играет в большей мере административную роль, то Совет Министров ЕС осуществляет политическое лидерство. Совет играет ключевую роль в тех областях европейской интеграции, где принятие решений происходит на межправительственном уровне. В терминологии храмовой структуры Маастрихтского договора можно сказать, что Совет наиболее компетентен в тех вопросах, которые могут быть отнесены ко второй и третьей опорам европейской интеграции (совместная внешняя политика и политика в области безопасности и сотрудничество по внутренним вопросам). В то же время Совет ЕС входит в корпус институтов законодательной власти Европейского Союза. Некоторые исследователи (С. Хикс)рассматривают Совет Министров как верхнюю палату в политической системе Европейского Союза. Фактически любой правовой акт Евросоюза должен получить одобрение Совета, однако ряд правовых актов, а также бюджет Европейского Союза подлежат совместному решению Совета и Европейского Парламента. В Совет входят министры иностранных дел государств-членов Европейского Союза. Однако получила развитие практика созыва Совета в составе иных, отраслевых министров: экономики и финансов, юстиции и внутренних дел, сельского хозяйства и т.д. Решения Совета имеют одинаковую силу вне зависимости от конкретного состава, принявшего решение. Президентство в Совете министров осуществляется государствами-членами ЕС в алфавитном порядке. Ротация происходит раз в шесть месяцев. В первые периоды существования Европейского cообщества большинство решений Совета требовали единогласного решения. Постепенно все большее применение приобретает способ принятия решений квалифицированным большинством голосов. При этом каждому государству принадлежит определенное число голосов в зависимости от его населения и экономического потенциала. Под эгидой Совета действуют многочисленные рабочие группы по конкретным вопросам. Их задача - готовить решения Совета и контролировать Еврокомиссию в случае, если ей делегированы определенные полномочия Совета. Начиная с Парижского договора, существует тенденция селективного делегирования полномочий от национальных государств (напрямую или через Совет Министров) к Еврокомиссии. Подписание новых «пакетных» соглашений добавляли новые компетенции Евросоюзу, что влекло за собой делегирования больших исполнительских полномочий Еврокомиссии. Однако, Еврокомиссия не свободна в осуществлении политики, в определённых сферах национальные правительства имеют инструменты контроля над её деятельностью. Другая тенденция – усиление роли Европарламента. Следует заметить, что несмотря на проделанную Европарламентом эволюцию от сугубо консультативного органа до института получившего право совместного решения и даже одобрения, полномочия Европарламента по-прежнему сильно ограничены. Поэтому баланс сил в системе институтов ЕС по-прежнему в пользу Совета Министров. Делегирование полномочий от Европейского Совета носит крайне селективный характер и не ставит под угрозу значимость Совета Министров. Европейский Парламент Европейский Парламент является собранием из 786 депутатов, напрямую избираемых гражданами стран-членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Члены Европейского парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с политической ориентацией. Основная роль Европарламента - утверждение бюджета ЕС. Кроме того, практически любое решение Совета ЕС требует либо одобрения Парламента, либо по крайней мере запроса его мнения. Парламент контролирует работу Комиссии и обладает правом ее роспуска (которым, впрочем, он никогда не пользовался). Одобрение Парламента требуется и при принятии в Союз новых членов, а также при заключении соглашений об ассоциированном членстве и торговых договоренностей с третьими странами. Последние выборы в Европарламент проводились в 2004 году. Европарламент проводит пленарные заседания в Страсбурге и Брюсселе. Европейский cуд Европейский суд (официальное название - Суд Европейских сообществ) проводит свои заседания в Люксембурге и является судебным органом ЕС высшей инстанции. Суд регулирует разногласия между государствами-членами; между государствами-членами и самим Европейским союзом; между институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов (для этой функции недавно был создан Трибунал гражданской службы). Суд дает заключения по международным соглашениям; он также выносит предварительные (преюдициальные) постановления по запросам национальных судов о толковании учредительных договоров и нормативно-правовых актов ЕС. Решения Суда ЕС обязательны для исполнения на территории ЕС. По общему правилу юрисдикция Суда ЕС распространяется на сферы компетенции ЕС. В соответствии с Маастрихтским договором Суду предоставлено право налагать штрафы на государства-члены, не выполняющие его постановления. Суд состоит из 27 судей (по одному от каждого из государств-членов) и восьми генеральных адвокатов. Они назначаются на шестилетний срок, который может быть продлен. Каждые три года обновляется половина состава судей. Суд сыграл огромную роль в становлении и развитии права ЕС. Многие, даже основополагающие принципы правопорядка Союза основаны не на международных договорах, а на прецедентных решениях Суда. Суд ЕС следует отличать от Европейского суда по правам человека. Право ЕС Особенностью Евросоюза, отличающей его от других международных организаций, является наличие собственного права, которое непосредственно регулирует отношения не только государств-членов, но и их граждан и юридических лиц. Право ЕС состоит из так называемого первичного и вторичного права. Первичное право - учредительные договоры ЕС и договоры, вносящие в них изменения. Вторичное право - акты, издаваемые органами ЕС. Право ЕС обладает прямым действием на территории стран ЕС и приоритетом по отношению к национальному законодательству государств. Право ЕС подразделяют на институционное право (нормы, регламентирующие порядок создания и функционирования институтов и органов ЕС) и материальное право (нормы, регулирующие процесс реализации целей ЕС и ЕСообществ). Материальное право ЕС, как и право отдельных стран, можно подразделить на отрасли: таможенное право ЕС, экологическое право ЕС, транспортное право ЕС, налоговое право ЕС и др. При с учетом структуры ЕС ("три опоры") право ЕС подразделяется также на право Европейских сообществ, Шенгенское право и др. Европейский центральный банк Европейский центральный банк (англ. European Central Bank) — центральный банк Евросоюза и зоны евро. Образован 1 июня 1998 года. Штаб-квартира расположена в немецком городе Франкфурте-на-Майне. В его штат входят представители всех государств-членов ЕС. Банк полностью независим от остальных органов ЕС. Главные функции банка: выработка и осуществление валютной политики зоны евро; содержание и управление официальными обменными резервами стран зоны евро; эмиссия банкнот евро; установление основных процентных ставок. Европейский центральный банк является «наследником» Европейского денежно-кредитного института (EMI), который играл ведущую роль в подготовке к введению евро в 1999. Евростат Евростат (англ. Eurostat) — статистическая служба Европейского союза, занимающаяся сбором статистической информации по странам-членам ЕС и гармонизацией статистических методов используемых данными странами. Офис Eurostat находится в Люксембурге. История и функции Eurostat был основан в 1953 году как статистическая служба Европейского объединения угля и стали. Со временем список задач службы расширился и в 1958 году на ее основе был сформирован генеральный директорат. Основной задачей директората было снабжение других генеральных директоратов Еврокомиссии, а также иных европейских институтов, статистической информацией, необходимой для формирования, реализации и анализа проводимой ими политики. С развитием Евросоюза большее значение стало придаваться задаче гармонизации статистических методов, используемых странами-членами ЕС, а также странами-кандидатами. Eurostat не занимается непосредственным сбором статистических данных — эта работа выполняется статистическими службами стран. Собранная национальными службами информация обрабатывается Eurostat, приводится к единым стандартам и публикуется. Eurostat тесно сотрудничает с национальными службами статистики стран ЕС в целях выработки единых статистических стандартов. На данный момент генеральным директором службы является Гюнтер Ханрайх (Günther Hanreich). Его предшественник — Michel Vanden Abeele — обнаружил в 2004 году, что статистическая информация, предоставленная правительством Греции, была подвержена сильным манипуляциям. На основе этих неверных данных Греция была принята в 2000 году в Еврозону. Генеральному директору Eurostat подчиняются семь директоров, ответственных за разные области деятельности: ресурсы статистические методы и инструменты; публикации государственная и общеевропейская статистика экономика и региональная статистика сельское хозяйство и экология; сотрудничество социальная статистика и информационное сообщество бизнес-статистика Евро-Средиземноморская ассоциация сотрудничества Евро-Средиземноморская ассоциация сотрудничества (англ. Euro-Mediterranean Cooperation Association (ЕСА) — международная организация, образованная в 1995 в рамках Евросоюза. В Ассоциацию входят все члены Евросоюза, ряд средиземноморских стран Северной Африки и Азии (в том числе Израиль, Иордания, Египет, Турция, Сирия и Ливан), а также Румыния, Болгария и Хорватия. До 2005 года в рамках ЕСА проводились конференции на уровне министров. 27 ноября в Барселоне проведён первый Европейско-Средиземноморский саммит, в котором в качестве наблюдателей приняли участие Россия, Мавритания и Ливия. Одна из основных целей организации — создание зоны свободной торговли в Средиземноморье. Конституция ЕС Конституция ЕС (полное официальное название — Договор о введении Конституции для Европы) — международный договор, призванный играть роль конституции Европейского союза и заменить все прежние учредительные акты ЕС. Подписан в Риме 20 октября 2004. В силу не вступил. В настоящее время перспективы его вступления в силу неясны. Вопрос о необходимости изменения принципов управления Евросоюзом и структуры руководящих органов встал в 1990-е годы, когда стало очевидно, что в ближайшем будущем произойдёт самое масштабное в истории расширение ЕС (с 15 до 25 членов). До сих пор в ЕС при принятии важнейших решений действовал принцип консенсуса — но с расширением состава возникала вероятность того, что самые важные решения окажутся надолго заблокированными. Решение о начале работ по созданию общеевропейской конституции было принято на саммите ЕС в декабре 2001. Рабочий орган по разработке проекта конституции получил название конвент, возглавил его бывший Президент Франции Валери Жискар д`Эстен. Работа над проектом конституции длилась три года. Окончательный текст документа был одобрен на специальном саммите ЕС в июне 2004. 29 октября 2004 главы всех 25-ти государств-членов Евросоюза подписали в Риме новую европейскую конституцию. Уникальность этого документа состоит в том, что он появился сразу на 20-ти языках и стал самой пространной и всеобъемлющей конституцией в мире. Европейская конституция, по мнению её авторов, должна была способствовать появлению общеевропейского самосознания и сделать ЕС моделью нового миропорядка. Церемония прошла в зале Горациев и Куриациев римского дворца Киджи на Капитолийском холме. Именно здесь 25 марта 1957 года главы Бельгии, Германии, Франции, Италии, Люксембурга и Нидерландов подписали Римский договор о ликвидации торговых барьеров, совместной экономической политике и унификации жизненных стандартов в своих странах. Предлагаемые изменения Проект Конституции упорядочивает правовые основы всех договоров, заключённых между странами Евросоюза. 265-страничный документ содержит 450 статей и 60 000 слов, что сделало европейскую конституцию второй по многословности в мире (на первом месте Конституция Республики Калифорния). Конституция меняет структуру и функции институтов ЕС: В Совете ЕС предусмотрена должность президента. Сейчас пост главы Совета по принципу ротации каждые полгода передаётся от одной страны ЕС другой — согласно Конституции, президент должен был назначаться Советом сроком на 2,5 года. Предусмотрена также должность министра иностранных дел ЕС, который, по мысли авторов, должен представлять единую европейскую внешнюю политику — ныне внешнеполитические функции разделены между верховным представителем ЕС по внешней политике (сегодня этот пост занимает Хавьер Солана) и членом Еврокомиссии, ответственным за внешние связи (Бенита Ферреро-Вальднер). Однако страны — члены ЕС по-прежнему могут вырабатывать собственную позицию по любому вопросу, и глава МИД Европы сможет говорить от имени ЕС только в том случае, если будет достигнут консенсус. Проект Конституции предполагал сокращение состава Еврокомиссии: сейчас действует принцип «одна страна — один еврокомиссар», но с 2014 года число еврокомиссаров должно было составить две трети от числа стран-членов. Проект Конституции расширял полномочия Европарламента, который, как предполагалось, должен был не только утверждать бюджет, но и заниматься проблемами, связанными с состоянием гражданских свобод, пограничного контроля и иммиграции, сотрудничества судебных и правоохранительных структур всех стран ЕС. Проект конституции, среди прочего, предполагал отказ от принципа консенсуса и замену его на принцип так называемого «двойного большинства»: решение по большинству вопросов (кроме вопросов внешней политики и безопасности, социального обеспечения, налогообложения и культуры, где сохраняется принцип консенсуса) считается принятым, если за него проголосовали не менее 15 стран-членов, представляющих не менее 65 % населения всего союза. У отдельных государств не будет существовать «права вето», однако, если постановление Совета ЕС вызывает недовольство одной страны, она сможет остановить его действие при условии, что её поддержат ещё как минимум 3 других государства. Ратификация Для вступления Конституции в силу её должны были ратифицировать все страны ЕС. Если хотя бы одна страна-член не ратифицирует Конституцию, она не вступит в силу; но это не приведёт к распаду ЕС, поскольку в таком случае все предыдущие договоры, подписанные его членами, останутся в силе. Разные страны приняли различные варианты ратификации — голосованием в парламенте или на всенародном референдуме. Стран, решивших принимать конституцию на референдуме, десять: 20 февраля 2005 Испания проект принят 29 мая 2005 Франция проект отвергнут 1 июня 2005 Нидерланды проект отвергнут 10 июля 2005 Люксембург проект принят 27 сентября 2005 Дания декабрь 2005 Португалия начало 2006 Великобритания референдум отменён Чехия не определена Ирландия не определена Польша В половине стран, руководство которых решилось на референдумы, имеется сильная оппозиция идее общеевропейского единства: к ним относятся Дания, Великобритания, Польша (она вступила в Евросоюз лишь в 2004, но с самого начала заявляла о своих особых претензиях на одно из лидирующих мест в ЕС), Франция и Нидерланды. На саммите ЕС 22-23 июня 2007 достигнута принципиальная договорённость о разработке вместо Конституции «Договора о реформе» — облегчённой версии, содержащей главным образом положения о порядке функционирования институтов ЕС в новых условиях. В июле 2007 начнет работу межправительственная конференция по выработке конкретных положений Договора, который можно будет принять без использования референдумов. 13 декабря 2007г. в Лиссабоне главы государств и правительств 27 стран Евросоюза подписали новый базовый договор ЕС. Документ предполагает реформу управляющих органов и должен стать усеченным вариантом Евроконституции. Лиссабонский договор заменит прежний проект Европейской конституции, которую в 2005 году отвергли граждане Франции и Голландии в ходе референдумов. С достижением этого соглашения Европа вышла из своего институционного кризиса. Одобрению документа предшествовали острые дебаты. Лидеры стран Евросоюза пошли на компромисс с Италией и Польшей, которые протестовали против первоначального проекта соглашения, угрожая наложить на него вето. Из нового договора исключили статью о государственной символике — флаге и гимне ЕС. В то же время он предусматривает создание двух новых влиятельных постов — президента ЕС, которого будут выбирать на 2,5 года, а также заместителя председателя Еврокомиссии, которым станет верховный представитель ЕС по единой внешней политике и политике безопасности. Договор должен вступить в силу в 2009 году. Кстати, на пост будущего первого президента ЕС аналитики прочат британского экс-премьера Тони Блэра. Функции президента будут носить административный характер и относиться к координации работы Европейского союза. Президенту ЕС будет запрещено занимать одновременно руководящий пост в своем государстве. Более значимая роль отводится и главе европейской дипломатии, который объединит в одном лице функции нынешнего верховного представителя ЕС по внешней политике и безопасности и еврокомиссара по внешним связям. Кроме того, он получит ранг заместителя председателя Еврокомиссии. Предусматривает документ и существенное сокращение числа европарламентариев и еврокомиссаров. Это по задумке авторов должно сделать Евросоюз, в результате нескольких этапов расширения разросшийся с 12 до 27 стран, менее бюрократичной и более эффективной и сплоченной структурой. Наконец, базовый договор прописывает новую систему принятия решений "двойным большинством" вместо существующего консенсуса, требующего единогласного одобрения всеми 27 странами. Это означает, что решение будет считаться принятым, если за него проголосовали минимум 55% стран--членов ЕС, в которых проживает не менее 65% населения всего Евросоюза. И если раньше любая страна могла наложить вето на решение Евросоюза, то по новой системе заблокировать решение смогут не менее четырех стран.
Европол (англ. Europol) — полицейская служба Европейского Союза, расположенная в Гааге. Основными задачами службы являются координация работы национальных служб в борьбе с международной организованной преступностью и улучшение информационного обмена между национальными полицейскими службами. Среди основных направлений работы Европола можно выделить борьбу с терроризмом, нелегальной торговлей оружием, наркоторговлей, детской порнографией и отмыванием денег. Создание единой полицейской службы Европейского Союза было предусмотрено еще в 1992 Маастрихтским соглашением. С 3 января 1994 года служба существовала в ограниченном виде, как «Подразделение Европола по борьбе с незаконным оборотом наркотиков» (англ. Europol Drug Unit). В 1998 году все страны-члены Евросоюза ратифицировали Конвенцию о Европоле и с 1 июля 1999 года началась полноценная работа службы. Первым президентом Европола был немецкий юрист Юрген Сторбек (Jürgen Storbeck). С февраля 2005 года этот пост занимает Макс-Петер Рацель (Max-Peter Ratzel). На данный момент Европол координирует работу полицейских служб всех 27 стран-членов Европейского Союза. Цели Европола сформулированы в главе второй Конвенции о Европоле. Основной целью является повышение эффективности работы национальных служб и их сотрудничества в предотвращении и борьбе с терроризмом, нелегальным оборотом наркотиков и другими проявлениями международной организованной преступности. Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих задач: облегчение информационного обмена между национальными службами, сбор, обработка и анализ информации, незамедлительное информирование национальных служб, информационная поддержка расследований, проводимых странами-участниками, поддержка необходимой информационной инфраструктуры, баз данных. Начиная с 2002 года Европол имеет право принимать участие в совместных расследованиях стран-участников, а также требовать от них проведения расследований. Европол финансируется входящими в него странами пропорционально величине валового национального продукта Критика Европола Многие правозащитники и юристы, специализирующиеся на защите частной информации, критикуют Европол за ведение банка данных подозреваемых и банка рабочих данных для целей анализа, поскольку это противоречит принципу «презумпции невиновности».
EMEA, (англ. European Medicines Evaluation Agency — Европейское Агентство Оценки Медицины) — контрольный орган ЕС, ответственный за защиту и продвижение по службе охраны здоровья и координацию оценки и наблюдение медицинских факторов для человеческого использования в ЕС. Шенге́нское соглаше́ние — соглашение «Об отмене паспортного таможенного контроля между рядом стран Европейского союза», изначально подписанное 14 июня 1985 семью европейскими государствами (Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией, Германией, Португалией и Испанией). Оно вступило в силу 26 марта 1995 года. Договор был подписан в Шенгене, маленьком городке в Люксембурге. Шенген расположен вблизи места схождения границ Люксембурга, Германии и Франции. C тех пор к соглашению присоединились ещё несколько стран, и по состоянию на 2006 год соглашение действует в пятнадцати странах: Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Исландия, Италия, Греция, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Испания и Швеция. Вместе эти страны образуют Шенгенскую зону. Ещё десять стран Евросоюза (Кипр, Чешская Республика, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия и Словения) фактически являются членами Шенгенского соглашения, однако процедура их присоединения должна завершиться 21 декабря 2007 года. Дата окончательного присоединения для каждой страны определяется независимо от других. Шенгенская Информационная Система, также именуемая как «SIS»(ШИС), это правительственная система базы данных по безопасности, используемая некоторыми Европейскими странами с целью поддерживания и распространения информации, связанной с безопасностью границ и применением юридических мер. Данные, которые подлежат сбору, это определенные класы гражданских лиц и их свойств. Эта информация распространяется среди стран-участников Шенгенского соглашения, первоначально ими были Франция, Германия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. С момента его создания, несколько других стран, Испания, Португалия, Италия, Австрия, Греция, Финляндия, Швеция, Дания, Исландия и Норвегия присоединились к системе. На данный момент, Шенгенская информационная система используется 15 странами. Следует заметить, что среди них только Исландия и Норвегия не являются членами Евросоюза. Что касается Республики Ирландии и Великобритании, которые не подписали Шенгенское соглашение, они берут участие в Шенгенском сотрудничестве в рамках Амстердамского договора, который ввел условия Шенгенского принятия в Евросоюз (он позволяют Великобритании и Ирландии учавствовать во всех или в части Шенгенских организаций, подлежащих единодушному одобрению Советом). Ирландия и Великобритания будут главным образом использовать ШИС с целью применения юридических мер. Они не будут использовать данные статьи 96, потому что они не собираются осуществлять политику свободного перемещения гражданских лиц на Европейском уровне.
Заключение.
ЕС в настоящее время располагает целой системой институтов, обеспечивающих реализацию процесса международной экономической интеграции. Европейский совет фактически действует с 1974 г., однако его статус официально был закреплен в 1986 г. Единым европейским актом. Европейский совет определяет общие политические ориентиры развития ЕС. На заседаниях Европейского совета обсуждаются общая ситуация и важнейшие проблемы ЕС, а также общее состояние мировой экономики и политики, принимаются соответствующие программы и решения стратегического характера, которые затем трансформируются в правовые акты и решения. Совет Европейского союза (Совет министров) является высшим законодательным органом ЕС. Совет обладает правом принятия решений, обеспечивает координацию общей экономической политики государств-членов, осуществляет руководство бюджетом. На практике фактически существует более 25 советов, занимающихся конкретными направлениями деятельности ЕС и объединяющих соответствующих министров стран-участниц. Европейская комиссия - исполнительный орган ЕС, который разрабатывает законодательные предложения ЕС и направляет их в Совет. Комиссия следит за применением законодательных актов, принятых Советом, в случаях нарушений может применять санкции, например, передавать соответствующие дела в Суд европейских сообществ. Кроме того, Комиссия имеет полномочия принимать решения в следующих сферах: - сельское хозяйство; -торговля; -конкуренция; - транспорт; - функционирование единого внутреннего; -защита окружающей среды. Комиссия также управляет бюджетом, несет ответственность за бюджетные расходы. По своей структуре Европейская комиссия состоит из нескольких департаментов. Европейский парламент - избирается в ходе прямых всеобщих выборов. Он осуществляет контроль за деятельностью Европейской комиссии, других институтов ЕС, а также утверждает бюджет ЕС. Европейский суд - состоял в начале 2003 г из 15 судей (по одному от каждого государства-члена) и дополнительно одного судьи, а также 9 юридических советников. Функции суда: - урегулирование разногласий между различными структурами ЕС; - выдача заключений по международным соглашениям; - вынесение предварительных постановлений; - наложение штрафов на государства - членов ЕС. Однако компетенция Суда не распространяется на новые сферы деятельности ЕС, учрежденные Маастрихтским договором. В1989 г. в соответствии с Единым европейским актом для содействия Суду ЕС, был дополнительно учрежден Суд первой инстанции. Его компетенцию составляет рассмотрение исков отдельных лиц и компаний против институтов и органов ЕС. Рабочие органы ЕС: - Палата аудиторов (Счетная палата); - Экономический и социальный комитет; - Комитет регионов. Эти органы обеспечивают соблюдение интересов различных экономических и социальных категорий граждан и регионов. Действуют также Европейский инвестиционный банк, задачей которого является кредитование структурных переустройств в странах - членах ЕС; Европейский инвестиционный фонд, предоставляющий гарантии по кредитам, и, наконец, Европейский центральный банк, отвечающий за кредитно-денежную политику. Специфическим инструментом является общий бюджет ЕС, доходы которого формируются за счет собственных ресурсов ЕС, в том числе таможенных пошлин, взимаемых за импортируемую на территорию Союза продукцию.
Список литературы.
1. Ежедневная деловая газета РБК dairy, в сотрудничестве с Handelsblatt 14 декабря 2007 г. (http://www.rbcdaily.ru/2007/12/14/focus/308850)
2. МК dairy (http://www.mk.ru/blogs/idmk/mk-daily/) 3. «Международные экономические отношения» учебник под редакцией Б.М. Смитиенко, Москва 2005г. 4 Википедия сводная энциклопедия (http://ru.wikipedia.ru) 3. http://infospy.ru
|