РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра общей экономической теории
Курсовая работа по экономической теории тема № 65: «Доходы и богатство России»
Выполнил: студент 1-го курса дневного отделения
Проверил: Д.Э.Н., проф. Пшеницын И. В.
Москва 2007 г. Содержание: Введение 3 Глава 1. Доходы и богатство 4 1.1 Понятие дохода 4 1.2 Неравенство в распределении доходов 7 1.3 Доходы от неформальной (теневой) экономики 8 1.4 Национальное богатство России и реформы 9 Глава 2. Зависимость доходов России от нефтегазового сектора экономики 13 2.1 Нефтегазовый ВВП как индикатор динамики российской экономики 13 2.2 Абсорбционная способность экономики 16 2.3 Экономика России до 2008 г. и после 21 Заключение 24 Список литературы 25
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена рассмотрению вопросов, связанных с доходами и богатством современной России. Понятие "доход" возникло в обществе благодаря осознанию человеком категории "деньги". В более ранние периоды истории все то, что он получал в свое распоряжение, имело натуральный характер и воспринималось им как нечто конкретно осязаемое. Денежная оболочка имущества позволяет принимать его в абстрактной форме, как нечто обобщенное. Цель данной работы – рассмотреть политику доходов, благосостояние и богатство на современном этапе развития страны.
ГЛАВА 1. ДОХОДЫ И БОГАТСТВО
1.1 Понятие дохода и богатства
Доход есть денежная оценка результатов деятельности физического (или юридического) лица как субъекта рыночной экономики. В экономической теории под “доходом” имеют в виду денежную сумму, регулярно и законно поступающую в непосредственное распоряжение рыночного субъекта. Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов. Доход отдельного домохозяйства, как правило, подразделяют на три группы:
1) доход, получаемый владельцем фактора производства – труда; 2) доход, получаемый за счет использования иных факторов производства (капитала, земли, предпринимательских способностей); 3) трансфертные платежи (пособия, стипендии, пенсии). Следует отличать доход от богатства. Оно представляет собой стоимость всех средств, принадлежащих домохозяйству в конкретный момент времени. Богатство состоит из материальных объектов: дома, земля, автомобили, мебель, книги и т.д.; а также финансовых средств: наличные деньги, сберегательные счета в банках, облигации, акции. Под залог богатства можно получить кредиты в банке. Богатство служит источником дохода. Решающим источником богатства и благосостояния любой нации выступает труд. Труд представляет собой сознательную и целесообразную деятельность человека, направленную на преобразование природных или созданных им ранее предметов для получения тех или иных благ с целью удовлетворения своих потребностей. Как подчеркивал английский экономист В. Петти, «труд – отец богатства, земля – его мать». Домохозяйства, предоставляя в распоряжение фирм экономические ресурсы, получают вознаграждение в виде зарплаты, прибыли, процента и ренты. Эти четыре составляющие образуют в сумме доход домохозяйств. В экономической литературе существуют различные концепции по поводу исчисления дохода. Так, Эдгар К. Браунинг считает, что к доходам следует отнести также предоставление товаров и услуг по ряду правительственных программ, субсидии на оплату жилья и продовольственных товаров, помощь на образование, доходы от увеличения стоимости акций, облигаций, недвижимого имущества. Стремление к максимизации своего дохода диктует экономическую логику поведения любому рыночному субъекту. Доход является конечной целью действий каждого активного участника рыночной экономики, объективным и мощным стимулом его повседневной деятельности. Но высокие личные доходы выгодны не только индивиду, это и общественно-значимая выгода, поскольку они, в конечном счете, являются единственным источником удовлетворения общих потребностей, расширения производства, а также поддержки малообеспеченных и нетрудоспособных граждан. Получателей рыночного дохода всегда волнуют три вопроса: надежность его источников, эффективность использования дохода и оправданность налогового бремени. Экономическая теория отвечает на эти вопросы, исследуя образование и движение совокупного дохода. Доход всегда представлен деньгами. Это значит, что условием его получения является эффективное участие в экономической жизни общества: живем мы на зарплату или за счет собственной предпринимательской деятельности, - в любом случае мы должны сделать нечто полезное для других людей. Лишь тогда они передадут нам часть находящихся в их распоряжении денег (точно также, как и мы не расстаемся со своими деньгами, не приобретя взамен нечто полезное именно для нас). Следовательно, сам факт получения денежного дохода есть объективное свидетельство участия данного лица в экономической жизни общества, а размер дохода - показатель масштаба такого участия. Номинальные денежные доходы населения формируются из различных источников, основными из которых явля¬ются: факторные доходы; денежные поступления по линии государственных программ помощи в виде выплат и льгот поступления из финансовой системы (из банков, через сберкассы, из страховых учреждений и т.п.) и др. Средства, получаемые населением, работающим по най¬му, в порядке вознаграждения владельцев фактора производства (труда), составляют решающую часть доходов этой группы населения (заработная плата, доходы типа заработной платы на предприятиях, в кооперативах и т.д., доходы от собственного хозяйства и пр.). Анализ тенденций перспективного развития оплаты фактора труда свидетельствует о том, что данный вид дохода сохранит свою ведущую роль в формировании общего объема денежных доходов на долгосрочную перспективу. Денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитную систему, представляются в виде: выплат по государственному страхованию; банковских ссуд на индивидуальное жилищное стро-ительство, хозяйственное обзаведение молодым семьям, членам потребительских товариществ (например, на садо¬вое строительство); процентов по вкладам в сберегательных кассах, начис-ляемых по итогам года; доходов от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и погашении по займам; выигрышей по лотереям; временно свободных средств, образующихся в резуль¬тате покупки товаров в кредит; выплат различного рода компенсаций (увечья, ущерб и пр.).
1.2 Неравенство в распределении доходов
Один из источников социальной напряженности в России - разница в уровнях благосостояния граждан, уровне их богатства. Уровень богатства определяется двумя факторами:
1) величиной имущества всех видов, находящегося в собственности отдельных граждан; 2) величиной текущих доходов граждан.
Люди получают доходы в результате того, что либо создают собственный бизнес (становятся предпринимателями), либо предоставляют находящиеся в их собственности факторы производства (свой труд, капитал или землю) в пользование другим людям или фирмам. А те используют эту собственность для производства нужных людям благ. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства. Причиной тому: 1) разная ценность принадлежащих людям факторов производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем в форме лопаты); 2) разная успешность использования факторов производства (например, работник в фирме, производящей дефицитный товар, может получать более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом); 3) разный объем принадлежащих людям факторов производства (владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины). Экономическая ситуация и социально-экономическое положение населения в регионах России кране разнообразны. Разные группы населения представлены в этих регионах отнюдь не пропорционально. Представители групп населения с разными уровнями доходов на душу попадают в выборки бюджетных обследований с разной вероятностью. Степень экономического неравенства населения не связана напрямую с уровнем бедности. В российских условиях почти при постоянном снижении ВВП наблюдалась устойчивая тенденция к повышению нормального неравенства и снижению бедности после каждого шока или кризиса. Влияние дефлятора банально: чем выше уровень цен в регионе, тем выше показатели бедности и избыточного неравенства по отношению к своим трендам и тем ниже нормальное неравенство и уровень жизни по отношению к их трендам.
1.3 Доходы от неформальной (теневой) экономики
Наряду с хозяйственной деятельностью, протекающей в легальных рамках, в странах с рыночной экономикой и постсоциалистических странах существует достаточно обширный сектор неформальной (теневой) экономики. Значение этого сектора обычно выше в странах с неразвитыми рыночными механизмами и только складывающимся гражданским обществом. Характерным примером такой страны является Россия. В странах, переходящих к рыночной экономике, доходы от неформальной хозяйственной деятельности играют заметную роль в общих доходах населения. Теневая экономика представляет собой совокупность неучтенных и противоправных видов экономической деятельности. Составными частями теневой экономики являются (применительно к России) фиктивная экономика, нелегализованная часть «второй» экономики, «теневая» экономика. Основой фиктивной экономики, распространенной в СССР в последний период существования административно-командной системы, являлись разнообразные приписки, нарушения отчетности, отклонения от установленных норм и стандартов, позволяющие получать нетрудовые доходы. Под «второй» экономикой тогда же принято было понимать все те формы производственной деятельности, которые ведутся вне государственного сектора,— индивидуальное и мелкогрупповое производство. Во «второй» экономике есть и элементы сокрытия от финансовых и контрольных органов, относящиеся собственно к теневой экономике. «Теневая» экономика — это незаконная производственная деятельность, тесно связанная с экономической преступностью. От легального теневой доход отличается прежде всего тем, что его владелец не платит налогов. Занятые в неформальной (теневой) экономике предприниматели и работники наемного труда не сообщают никаких обязательных сведений официальным органам — налоговым, социального обеспечения, статистическим по учету занятости, а также избегают контактов с профсоюзами.
1.4 Национальное богатство России и реформы
В мировой практике под национальным богатством обычно понимается совокупность ресурсов страны, составляющих необходимое условие производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей. Главные составные части и движущие силы национального богатства – природные ресурсы, трудовой потенциал, аккумулированный капитал и накопленное имущество, интеллектуальное могущество нации, искусство управления (человеческий капитал) и др. В настоящее время в большинстве стран мира при оценке стоимости национального богатства, как правило, в него включаются: * нефинансовые производственные активы (основные фонды, запасы материальных оборотных средств); * непроизводственные активы, в том числе материальные (земля, запасы полезных ископаемых, естественные биологические и подземные водные ресурсы); * нематериальные запасы (лицензии на использование изобретений, ноу-хау, передаваемые договора и др.); * финансовые активы (монетарное золото, валюта, акции промышленных компаний, государственные ценные бумаги, задолженность зарубежных стран и др.). Таким образом, национальное богатство страны можно определить, как совокупность экономических активов страны, уменьшенная на стоимость ее финансовых обязательств. По данным Госкомстата России, в пересчете по официальному курсу рубля к доллару, в конце 2003 г. национальное богатство России оценивалось в 1, 2 трлн. долл. Необходимо отметить, что в официальной российской статистике оценка стоимости природных богатств, вовлеченных в экономический оборот, долгое время не производилась. Природные богатства учитывались в натуральном выражении. Госкомстат России разработал специальную программу по совершенствованию оценок национального богатства страны и приведению их в соответствие с требованиями международной статистики. В конце 2000 г. впервые Госкомстат России оценил Национальное богатство России с учетом непроизводственных активов (земля, леса, природные ресурсы и т.п.) и материальных активов. Национальное богатство России было оценено в 670 трлн. 614 млрд. рублей, что в пересчете по официальному курсу составляло около 24 трлн. долл. В настоящее время возникает настоятельная необходимость исчисления национального богатства России не только потому, что прошел довольно большой период со времени последнего исчисления, но и в связи с теми колоссальными изменениями, которые произошли в нашем обществе за период реформ. Исчисление изменения национального богатства позволит выявить истинную цену, которую заплатило наше общество за социально-экономические преобразования в России в 90-е гг. XX в. Дело не только в тех материальных потерях, которые понесло и несет наше общество в мирное время, но и в колоссальном духовно-интеллектуальном уроне: развал научных фундаментальных школ, невиданная эмиграция ученых, подрыв здоровья нации (сокращение средней продолжительности жизни россиян), резкое снижение уровня общего профессионального образования, закрытие и упадок клубов, стадионов, спортивных площадок, домов творчества, навязывание антинациональных и культурных ценностей и др. Россиянам необходимо вернуть веру в свою страну, зажечь в них желание возродить Россию на новых идеях и принципах. Идея Великой России как одной из ведущих мировых держав, возрожденной на принципах демократии, социально-рыночного хозяйства, концепции устойчивого развития и создания открытой саморегулирующейся экономики настолько универсальна, что могла бы объединить государственные интересы, интересы предпринимателей, различных политических партий и движений. В противном случае в новом тысячелетии Россия так и останется страной «вечно зеленых помидоров», которая в течение длительного исторического периода не смогла реализовать во благо своего народа огромный природный, трудовой, научно-технический и духовный потенциал.
ГЛАВА 2 . ЗАВИСИМОСТЬ ДОХОДОВ РОССИИ ОТ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
2.1 Нефтегазовый ВВП как индикатор динамики российской экономики
После кризиса 1970-х годов нефть стала играть значительную роль в экономической и политической жизни не только стран Запада, но и СССР, а затем и России. Позднее высокие доходы от нефти и газа, сделав российское государство экономически независимым от бизнеса, обусловили как рост ВВП, так и возвращение к использованию в политике элементов командной экономики. Уровень и динамика экономического развития измеряются с помощью различных индикаторов. Наиболее распространенный из них - показатель темпов роста ВВП, но из-за особенностей воспроизводственного процесса в странах-экспортерах нефти он оказывается недостаточно информативным. При проекции на экономику этих стран традиционная схема экономического роста превращается в модель с "двумя излишками": избытком сбережений и положительным сальдо баланса текущих операций. Другими словами, использование немалой части ВВП в таких странах откладывается на будущее (в России в данных целях создан Стабилизационный фонд).Разрыв между производством и использованием ВВП может быть очень существенным. Классические схемы экономического роста в странах-экспортерах нефти могут заметно модифицироваться. Например, для оценки интенсивности процесса накопления обычно применяется показатель "доля валового накопления капитала в ВВП" (норма накопления).Но для стран-экспортеров нефти данную функцию он часто не выполняет. В России в 2001-2005 гг. при росте инвестиций на 77% норма накопления сократилась с 18,6% до 13% [2].Это было обусловлено тем, что под влиянием значительного повышения цен на жидкое топливо и газ ВВП увеличился в большей степени, чем объем инвестиций. В итоге происходили три параллельных процесса: порог накопления снижался, капитальные вложения резко возросли, как и доля избытка сбережений (до 35% в 2005 г.) [3] "Два излишка" приносят не только радости, но и проблемы. Значительное положительное сальдо платежного баланса приводит к укреплению рубля, что при сохранении инфляции обесценивает отложенный в Стабилизационный фонд избыток сбережений примерно на 8-10% в год (при условии, что эти средства будут расходоваться внутри страны).Издержки добычи нефти растут по меньшей мере на 10-12% в год (в ряде нефтяных компании в 2005г. они увеличились на 40%) [3], что при стабильном курсе доллара снижает прибыльность экспорта нефти и потенциал формирования избытка сбережений. Борьба с инфляцией отражает в том числе и стремление сохранить покупательную способность средств российского Стабилизационного фонда. Однако при огромном избытке сбережений контролировать инфляцию крайне сложно. Страны-экспортеры нефти располагают двумя специфическими рычагами управления: они могут осуществлять контроль или за расходами - варьировать цену отсечения, или за доходами - рационально устанавливать объемы добычи нефти, позволяющие как решать тактические задачи удержания цен на нефть на высоком уровне, так и максимизировать долгосрочный эффект от использования ценных углеводородов в целях поддержания устойчивого экономического роста. Второй рычаг Россия не задействует, стараясь в наибольшей степени выполнять функцию надежного "топливного бака" мировой экономики и эксплуатировать мощности по добыче нефти и база на пределе. Регулирование же добычи нефти или ее уменьшение по рыночным мотивам (из-за роста издержек или сокращения спроса) приведет к снижению ВВП или замедлению его роста. Собственно, Стабилизационный фонд создается именно на случай падения добычи или цен на нефть. Тогда снижение ВВП не будет тревожным симптомом замедления экономического роста. Таким образом, динамика нефтегазового ВВП не очень чувствительна к уровню добычи нефти. Если государство выбирает инструмент её регулирования для контроля за доходами или вместе с ОПЕК регулирует добычу нефти для удержания цен, то ситуация с падением темпов прироста ВВП вплоть до нуля может стать не гипотетической, а вполне реальной. Деление ВВП на нефтегазовый и ненефтегазовый в странах-экспортерах нефти служит важным инструментом экономического анализа уже более 30 лет .В России принято выделять отрасли ТЭК. Однако в отличие от нефти и газа, обеспечивающих львиную долю избытка сбережений и валютной выручки, электроэнергетика и угольная промышленность ориентированы преимущественно на внутренний рынок и производят в основном промежуточный продукт, тогда как экспорт нефти и газа является конечным продуктом. Для описания динамики российской экономики необходимо отдельно рассматривать нефтегазовый сектор, включающий добычу, транспортировку, переработку и сбыт нефти, нефтепродуктов и природного газа. В системе национальных счетов эти виды деятельности распределены по трем отраслям: промышленность, транспорт и торговля. Согласно оценке Всемирного банка и Министерства промышленности и энергетики РФ, доля нефтегазового ВВП составила 23% в 2003 г. и примерно 30% - в 2004 г [2]. Согласно расчетам независимых экспертов, она равнялась 24,7% в 2003 г., 32,7% - в 2004 г. и 37,2% - 2005 г., 41,3% - 2006 г [3]. Выполнение функции индикатора экономической динамики постепенно переходит к ненефтегазовому ВВП. В действительности удвоить можно именно последний, поскольку нарастить в 2 раза добычу нефти и газа за 10 лет в России невозможно. Задача удвоения всего ВВП за 10 лет при постоянном уровне добычи нефти и газа равнозначна росту нефтегазового ВВП уже в 2,3 раза при реальной возможности увеличить его примерно на 80%.Напротив, формальная задача удвоения только ненефтегазового ВВП при стабильном объеме нефтегазового ВВП равносильна повышению всего ВВП лишь на 70%, что является хотя и весьма амбициозной, но всё же относительно более достижимой целью, чем удвоение всего ВВП.
2.2 Абсорбционная способность экономики
Благодаря делению экономики на два сектора можно лучше представить процесс формирования и перераспределения накоплений и сбережений в национальном хозяйстве, оценить масштабы перетока средств из нефтегазового сектора в ненефтегазовый, а также зависимость его динамики от доходов, получаемых в результате экспорта нефти и газа. Подобный анализ - важный элемент концепции энергетической стратегии страны. Только он позволит ответить на следующие вопросы: каковы необходимые уровни добычи нефти и газа; какая величина доходов от экспорта нефти и газа требуется для того, чтобы "купить" рост ненефтегазового ВВП; сможет ли Россия обеспечить энергетическими ресурсами желаемую динамику ненефтегазового ВВП, если из объемов добычи вычесть экспорт нефти и газа, необходимый для финансирования экономического роста? На эти, казалось бы, простые и ясные вопросы до сих пор нет простых и ясных ответов. На развитие нефтегазового сектора оказывают влияние политика государства и коньюктура на соответствующих рынках, а на развитие ненефтегазового - внутренние условия хозяйствования и импульсы, поступающие в экономику от нефтегазового сектора. Выбор между настоящим и будущим, с которым сталкиваются все государства при определении величины нормы накопления, относится к странам-экспортерам нефти модифицируется: для них важно понять, насколько велики должны быть объемы добычи нефти и газа, чтобы максимизировать совокупный эффект от использования нефте- и газодолларов. Удельный вес нефтегазового сектора в воспроизводственном процессе определяет роль государства в экономике. Капитал из данного сектора, в последние годы характеризующегося исключительно высокой нормой прибыли, переливается в сектора, в которых она сравнительно низка. Роль "перераспределителя" выполняет государство путем налогового регулирования либо осуществления прямого контроля в нефтегазовом секторе. Его частичная ренационализация в России привела к массированному накоплению государственных доходов - феномену, который в американском налоговом законодательстве конца 1970-х годов получил название "деньги, принесенные ветром" (windfall profits). В результате роль госсектора в российской экономике заметно возросла. Была решена задача установления контроля над финансовыми потоками в нефтегазовом секторе, что позволило государству стать экономически независимым от других сфер бизнеса и привело к эрозии демократии в стране. Экономическая автономия порождает у власти и не только иллюзию всемогущества и непогрешимости - возникает также соблазн отказаться от принятия необходимых решений из-за нежелания нести политическую ответственность, что способствует росту коррупции, распространения апатии и недоверия в обществе. Подобные настроения препятствуют эффективному проведению назревших социально-экономических реформ. В таких условиях особую значимость приобретают политические факторы хозяйственного роста, а социальным и технико-экономическим отводится роль "естественных ограничений", которые в той или иной степени учитываются при выработке политических мер. Контроль над нефтегазовым сектором формирует у элиты "бюрократического капитализма" склонность к инвестициям, нацеленным на упрочение репутации власти, повышение национального престижа и создание обманчивого впечатления о бурном экономическом росте. Отсюда идеи удвоения ВВП и реализации национальных проектов. Отметим, что почти все страны-экспортеры нефти проходят через эту стадию, на которой формируется серьезное противоречие - существенная зависимость экономического роста от доходов от экспорта нефти и газа, а "приносятся" ветром благоприятной конъюктуры, "дующим" с мировых рынков. Ещё одно противоречие возникает при стремлении "сжать век", используя в качестве "пресса" огромные суммы нефте- и газодолларов. Быстрый рост капиталовложений ведёт к обострению противоречия между количественной и качественной сторонами процесса накопления, несоответствию притока финансовых средств, направляемых на развитие экономики, её абсорбционной способности. Это понятие означает предел роста инвестиций, при переходе которого экономика сталкивается с усилением диспропорций развития, обусловленных невозможностью обеспечить денежные накопления материально-вещественными факторами экономического роста и эффективно их использовать. Инвестиционные программы перестают отвечать реальным возможностям экономики. Если лить воду в уже полный стакан, то воды в нем не прибавится, она будет только проливаться. Есть два критерия определения абсорбционной способности экономики. Первый - снижение капиталоотдачи из-за несбалансированности динамики капитала и остальных факторов производства. Абсорбционная способность характеризует не просто превращение денежных накоплений в основной капитал, но и последующее его использование, выступая своего рода связующим звеном между качественной и количественной сторонами процесса накопления. Чрезмерный количественный рост инвестиций сопровождается снижением эффективности (качества) использования основного капитала. Слишком быстрый рост фондовооруженности приводит к нарушению объективно необходимой промучил между основным капиталом и рабочей силой, в результате чего замедляются темпы повышения производительности труда относительно динамики его фондовооруженности. Эту проблему не удается решить даже за счет миграцинонных программ. Дефицит рабочей силы ограничивает развитие экономики и приводит к недоиспользованию производственных мощностей предприятий, нарушению технологических норм и в результате - к повышению капиталоемкости, что частично "съедает" прирост капиталовложений, не приводя к соответствующему увеличению выпуска продукции. Дефицит квалифицированной рабочей силы уже сейчас тормозит рост нефтегазового ВВП примерно на 1% в год.[6] Второй критерий определения границ абсорбционной способности экономики - рост цен на инвестиционные товары, который через механизм инфляционной инерции ведет к повышению цен на прочие товары. Чтобы денежный капитал принял форму производительного, требуется "увязка" стоимостных и натурально-вещественных потоков капиталовложений. Развитие инвестиционного комплекса экономики отстает от динамики инвестиций в основной капитал. Возможности обеспечения инвестиций материально-вещественными потоками посредством импорта также ограничены. Неразвитость материально-технической базы строительства препятствует осуществлению задуманных проектов. К примеру, строительно-монтажные фирмы не могут сами выполнять резко возросшие объемы работ, но с помощью органов власти не пускают конкурентов на рынок. Снятие подобных ограничений требует времени, борьбы с коррупцией и дополнительных вложений в объекты как производственной, так и социальной инфраструктуры. Другими словами, необходимо ликвидировать диспропорцию между объемом инвестиций и уровнем развития производительных сил страны. На решений этой задачи и должно сконцентрировать свои усилия государство, чтобы повысить абсорбционную способность отечественной экономики. В условиях, когда мощности отраслей инвестиционного комплекса загружены до предела, перевод капитала из денежной формы в производительную приводит к тому, что эластичность инвестиций в постоянных ценах по инвестициям в текущих ценах стремится к нулю. При анализе экономики стран-экспортеров нефти в качестве показателя, призванного измерять инвестиционную нагрузку экономики используется отношение валовых капиталовложений в основной капитал в текущих ценах к нефтегазовому ВВП в сопоставимых ценах с временным запаздыванием в один год. Это позволяет сопоставляя спрос на инвестиционные товары с достигнутым уровнем развития производительных сил, показать, что инвестиционная нагрузка "ложиться на плечи" производительных сил, созданных ранее. Нефтегазовый сектор исключается из состава ВВП, поскольку он обеспечивает накопление не материальными, а финансовыми ресурсами. Интерес представляет именно динамика показателя инвестиционной нагрузки экономики, а не его абсолютное значение, зависящее от базисного года, в ценах которого измеряется нефтегазовый ВВП. Возможность проведения такого анализа является дополнительным аргументом для использования ненефтегазового, а не всего ВВП, значительную часть которого составляет продукция нефтегазового сектора; она передает ВВП присущие ей колебания, которые обусловлены изменениями спроса и предложения на мировых рынках нефти и газа .В годы, когда происходит резкое увеличение доходов от экспорта этих ресурсов, возникает существенный избыток сбережений, поскольку общем и направления капиталовложений во многом предопределены прошлыми инвестиционными решениями. В результате порог накопления снижается. Если этот показатель используется как мера напряженности в инвестиционном комплексе, то создается впечатление, будто она спадает. На самом деле напряженность резко растет. При уменьшении нормы накопления инвестиционная нагрузка экономики России увеличилась в 2000 - 2005 гг. в три раза, что стало важным фактором инфляции.[5] Для обоснования расходов государства ключевым индикатором уровня хозяйственной активности становится выделение ненефтегазового ВВП. Государственных расходы, значительно превышающие абсорбционную способность экономики, порождают инфляцию, которая их обесценивает, что требует дальнейшего наращивания расходов. В конечном счёте объем может достичь такого уровня, когда сокращение доходов от экспорта нефти и газа приведет уже не к уменьшению избытка сбережений, а к их дефициту, обострению хозяйственных проблем.
2.3 Экономика России до 2008 г. и после
Изменение цен на нефть и газ оказывает ограниченное влияние на динамику ненефтегазового ВВП в сопоставимых ценах - в основном через параметры совокупного спроса (суммы инвестиций и потребления населения и государства).Если допустить, что добыча нефти в 2007 - 2012 гг. останется на уровне 470 млн т, а добыча газа к 2010 г. повысится до 676 млрд куб. м и затем сохранится на этом уровне, то при цене на нефть 60 долл./барр. среднегодовые темпы роста ВВП в 2007 - 2008 гг. составят 4,2% в 2009 - 2012 гг. - 4,9%, а темпы роста ненефтегазового ВВП - соответственно 6,0 и 6,3%. При снижении цен на нефть до 55 долл./барр. в 2007 г. и до 35 долл./барр. в 2008 - 2012 гг. темпы роста ВВП до 2008 г. практически не меняются, а затем снижаются на 0,4% для ВВП и на 0,6% - для ненефтегазового ВВП [1]. В этом случае после 2008 г. существенно замедляется инфляция. Решить проблему инфляции раньше не удастся: разрыв между денежным спросом и абсорбционной способностью экономики (это понятие означает предел роста инвестиций, при переходе которого экономика сталкивается с усилением диспропорций развития, обусловленных невозможностью обеспечить денежные накопления материально-вещественными факторами экономического роста и эффективно их использовать) остается значительным. Но после 2008 г. эти параметры могут прийти в большее соответствие, что и ослабит инфляционный потенциал. Возможности замедления инфляции зависят от финансовой политики государства. При осмотрительном использовании средств консолидированного бюджета и оцененных темпах инфляции реальные (скорректированные на дефлятор ненефтегазового ВВП) расходы бюджета в 2007 - 2008 гг. практически не растут. Но из-за усиливающегося давления на правительство с целью увеличить расходование избытка сбережений такой вариант бюджетной политики оказывается практически неосуществимым. Если допустить, что реальные расходы консолидированного бюджета будут расти на 7% в год, то платой за некоторое повышение темпов роста ВВП и ненефтегазового ВВП станут ускорение инфляции почти на 3% в год и стремительное "проедание" средств Стабилизационного фонда за счет наращивания государственных расходов [1]. В последнее время в экспертной среде разгорелась дискуссия о роли укрепления рубля в борьбе с инфляцией. Если обеспечить стабильный курс в 2007 - 2012 гг. на уровне 26 руб./долл., то инфляция действительно удастся уменьшить на 2% в 2007 - 2008 гг. и полностью "погасить" в 2008 - 2012 гг [4].Причина этого - приведение рублевого спроса в большее соответствие с абсорбционной способностью экономики. Правда, конкурентоспособность российской экономики всё же падает, что ведет к снижению среднегодового темпа прироста ненефтегазового ВВП на 0,2% до 2008 г. и на 1,1% - после [4].Таким образом, укрепление рубля тормозит и инфляцию, и экономический рост. Эта мера может использоваться на ограниченном временном отрезке - до 2008 г.Затем необходимости в ней просто не будет, поскольку инфляционный потенциал за пределами 2008 г. и без того резко ослабевает. В целом при проведении осторожной бюджетной политики период после 2008 г. может быть более благоприятным, чем предшествующий, именно за счет большей сбалансированности денежного спроса и реального предложения товаров и услуг. При этом многие "пузыри" могут лопнуть. Например, вероятно заметное падение цен в жилищном секторе (выраженных в долларах), что в существенно большей степени скажется на повышении доступности жилья, чем действия правительства в 2006 - 2008 гг. [4]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключении работы хочется сделать следующие выводы. Условием социальной стабильности любого государства выступает наличие широкого слоя так называемого «среднего класса» населения. В странах Запада процесс формирования этого слоя завершился несколько десятилетий назад. В нашей же стране существует значительный диспаритет между наиболее обеспеченным и наиболее бедной частью населения. Учитывая ограниченные ресурсы государства, целесообразно поощрять любую активность населения в целях обеспечения собственного материального благополучия, устанавливая выгодные условия, льготы и гарантии для личных вложений в образование детей, повышение своей квалификации, в персонифицированную медицину, различные пенсионные, страховые фонды, покупку жилья и пр. Долгосрочная же стратегическая цель состоит в том, чтобы создать экономику, всё менее зависящую от экспорта нефти и газа, то есть заложить основы самоподдерживающегося роста на базе именно внутренних факторов. Реализовать эту стратегию достаточно сложно. В условиях усиления притока нефте- и газодолларов в экономику внимание к мобилизации и эффективному использованию внутренних факторов роста ослабевает. Стратегия, направленная на "проедание" своих природных ресурсов, может привести лишь к их ускоренному истощению при сохранении неразвитости производительных сил. Россия должна осознавать всю опасность такого пути.
Список литературы: 1.Башмаков И.М., «Экономическая политика с элементами командного управления», Москва 2005 г. 2.www.worldbank.org - «Официальный сайт Всемирного Банка» 3.www.rian.ru - «Государственное информационно-аналитическое aгенство Российской федерации» 4.www.finansy.ru – «Публикации по экономике и финансам» 5. Горбачев В. Л. «Системообразующая роль корпораций в экономике» / В. Л. Горбачев, М. В. Желтоносов, Ю. О. Колотов // Финансы и кредит. - 2006.- № 16. - С. 24-28. 6. Гурвич Е. «Формирование и использование стабилизационного фонда» / Е. Гурвич // Вопросы экономики. - 2006.- № 4. - С. 31-52. 7 Клейнер Г. «Системная структура экономики и экономическая политика // Проблемы теории и практики управления.» - 2006.- № 5. - С. 8-21 8.Букасьян Г.М. Экономическая теория учебное пособие. ИНФРА-М, М. 2001 г.
|