На территории Центральной России основную долю населения составляют русские, и толь-ко на востоке про¬живают чуваши, марийцы, мордва. Центральная Россия — самая густонаселен-ная часть страны, где проживает около 46 млн. человек. Плотность населения около 50 чел. на км2. Центральная Россия — одна из урба¬низированных зон России, доля городского населения со¬ставляет 76%.
4. Хозяйство Центральной России Формирование современного хозяйства этой зоны ха¬рактеризуется следующими чертами: во-первых, Централь¬ная Россия — старый промышленный район страны; во-вто¬рых, она характеризуется наличием квалифицированных кадров, научно-исследовательских, конструкторских и учебных баз страны; в-третьих, выгодностью экономико-географического положения и наличием благоприят-ных транспортных связей; в-четвертых, использованием при¬возного сырья и энергии. Главными отраслями специали¬зации Центральной России являются машиностроение, хи-мическая и легкая промышленность. Машиностроительный комплекс специализируется на выпуске сложной и нематериало-емкой продукции, которая требует научных разработок и затрат высококвалифициро¬ванного тру-да, и прежде всего это касается производств во¬енно-промышленного комплекса: истребители МиГ (Ниж¬ний Новгород), артиллерийские орудия (Нижний Новго¬род), стрелковое оружие (Тула, Ков-ров), авиационные мо¬торы (Ярославль и Рыбинск), радиолокаторы (Нижний Новгород) и другие. На предприятиях этого комплекса про¬изводят: станки (Дмитров, Иваново, Рязань), вагоны для метро (Мытищи), швейные машинки (Подольск), теплово¬зы (Коломна), экскаваторы и мотоциклы (Ковров), сельс¬кохозяйственную технику (Тула), легковые автомобили (Москва, Нижний Новго-род), большегрузные автомобили (Ярославль), речные суда (Нижний Новгород), автосамос¬валы (Саранск), энергетическое оборудование (Москва). В Центральной России изготавливается значи-тельная часть телевизоров и оборудования для телецентров, фотоаппара¬ты, кинокамеры, полигра-фическое оборудование и др. Предприятия химической и нефтехимической про¬мышленности размещаются в Новомо-сковске и Воскресенске (минеральные удобрения), Твери, Шуе, Серпухове, Ря¬зани (химические волокна), Ярославле (синтетический ка¬учук), Москве, Владимире (синтетические смолы и пласт¬массы), Дзержинске (минеральные удобрения, производ¬ство аммиака, ядохимикатов, синтетиче-ских смол и плас¬тических масс). Большая часть предприятий химической промышленности Цен-тральной России работает на привоз¬ном сырье — на нефти и газе. Текстильная промышленность Центральной России, которая является старейшей отрас-лью этой зоны, исполь¬зует в основном привозное сырье, а также химические во¬локна. Здесь про-изводится 3/4 хлопчатобумажных и бо¬лее половины льняных, шелковых и шерстяных тканей. Крупные предприятия этой отрасли располагаются в го¬родах Московской, Ивановской и Влади-мирской областей. С машиностроением связана черная металлургия. Комбинаты полного цикла, использую-щие руды КМА и за¬везенный уголь, располагаются в Старом Осколе и Липецке. Вместе с рядом передельных заводов, работающих на металлоломе, они удовлетворяют большую часть потреб¬ностей машиностроительных предприятий Центральной России. Топливно-энергетический комплекс использует в основном топливо других районов. Вы-работка электроэнергии производится на ТЭС, ГЭС и особенно на АЭС. Агропромышленный комплекс Центральной России занимается производством мяса, мо-лока, выращиванием картофеля, овощей, льна, сахарной свеклы и других куль¬тур. Географически агропромышленный комплекс можно подразделить на три района, отличающиеся друг от друга направлениями: а) север и запад — льноводство и молочное животноводство; б) междуречье Оки и Волги — пригородное сельское хозяйство и пищевая промышлен-ность; в) юг — выращивание зерновых, картофеля, подсолнеч¬ника, сахарной свеклы и мясо-молочное животноводство, птицеводство. Транспортный комплекс Центральной России призван обеспечить ее сырьем и топливом. Железнодорожная и ав¬томобильная сеть дорог имеют радиально-кольцевой харак¬тер, центром ко-торого является Москва. От этого города отходит и крупнейшая сеть авиалиний. По Волге осуще-ств¬ляются речные перевозки различных грузов. Основные про¬блемы Центральной России связаны с ее огромным оборон¬ным потенциалом. В настоящее время крупнейшие центры оборонной промышленности и науки находятся в слож-ном положении в связи с началом конверсии. В перспективе планируется на базе центров военно-го производства с их вы¬сококвалифицированными кадрами и научно-техническим потенциалом создать необходимые для России производства новейших технологий.
|